МОСКВА, 15 июня. /ТАСС/. Дистанционный формат работы, лишенный периодических очных встреч, способствует разобщению коллектива, так как сотрудники мысленно переводят друг друга из "своих" в "чужие". Удаленка также усиливает тревожность, которая может ускорить профессиональное выгорание, сообщила ТАСС в четверг заведующая кафедрой теоретических основ социальной психологии факультета "Социальная психология" Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), доцент Ольга Крушельницкая.
Психолог отметила, что удаленка обладает как преимуществами, так и недостатками. С одной стороны, сотрудники могут за счет онлайн-общения экономить энергию, которую они затрачивали на очные встречи, а также использовать несколько часов, уходивших на дорогу в офис, для выполнения рабочих задач. При этом руководители могут более оперативно контролировать работу подчиненных за счет онлайн-совещаний. Однако минусами удаленки для семейных людей стала необходимость совмещать заботу о близких с трудовой деятельностью. Помимо этого, у таких сотрудников со временем возрастает чувство неопределенности, вызванное в том числе отсутствием обратной связи от руководства и возможности сравнивать результаты своей работы с успехами коллег.
"Человек задается вопросами: много или мало я сделал, насколько качественной была моя работа <…>, точно ли понимаю оперативные планы руководства и так далее. По данным психологических исследований и социологических опросов, больше трети "удаленных" работников испытывают повышенную тревожность. Чтобы меньше тревожиться и не чувствовать себя виноватыми, многие начинают работать более интенсивно, доказывая себе и другим свою состоятельность. Они перерабатывают в ущерб отдыху, <…> но трудоголизм успокаивает лишь ненадолго. Тревожность остается высокой и в перспективе приводит к переутомлению и выгоранию", - сказала Крушельницкая ТАСС.
Эксперт отметила, что выгорание у сотрудников часто сопровождается не только снижением интереса к работе и нежеланием активно участвовать в жизни коллектива, но и апатией, нарушениями сна и проблемами с самочувствием. "Нельзя забывать и о чувстве одиночества, которое в большей или меньшей мере присуще "удаленному" работнику <…> - усиливаясь, оно приводит к тяжело переживаемому депрессивному состоянию", - уточнила психолог.
Потеря чувства сплоченности
Дистанционный формат подходит коллективам, в которых хорошие отношения сложились не у всех работников, считает эксперт. Редкие встречи сократят число возможных конфликтов. Однако даже дружеские связи между коллегами могут со временем сойти на нет за счет эффекта "с глаз долой - из сердца вон".
"Когда долго не видишься с сотрудниками, к ним можно охладеть, они как бы перестают быть "родными". Теряется чувство локтя, сплоченности. <…> Сотрудники мысленно переводятся из "своих" в "чужие". <…> Меньше взаимной поддержки, сложнее строить сотрудничество, выполнять совместные проекты. Если руководители не предпримут дополнительных усилий по сплочению коллектива, отношения в нем начнут индивидуализироваться: каждый будет стремиться действовать исключительно для себя, а не для общего блага", - уточнила она.
Успешное выполнение задач на удаленке требует от работника дисциплинированности и способности контролировать свое психологическое состояние (саморегуляции), считает Крушельницкая. Эксперт при этом предостерегла работодателей от резкого и повсеместного внедрения программ дистанционного контроля за работой сотрудников - подобные инструменты могут повысить у последних уровень стресса и снизить продуктивность, а также подтолкнуть их к решению сменить работу.
Оптимальный вариант
В качестве решения проблем тревожности у сотрудников и разобщенности коллектива представитель МГППУ порекомендовала работодателям чаще проводить очные или хотя бы онлайн-встречи с сотрудниками "один на один", на которых они могли бы получить обратную связь о своей работе. Для поддержания благоприятной атмосферы в коллективе она предложила устраивать периодические офлайн-мероприятия, которые могут носить неформальный характер.
Исследователь назвала смешанный формат работы оптимальным в этих условиях: проведенные во время и после пандемии опросы показывают, что примерно половина работников предпочитают трудиться в офисе два-три дня в неделю.
"Работодатели также склонны к сочетанию офлайн- и онлайн-форматов выполнения задач, так как в каждом из них находят преимущества", - заключила психолог.