Петербургский пригород Лесной в начале ХХ века был уютным дачным предместьем, выросшим на землях, принадлежащих Лесному институту.
Среди лесного массива располагались участки, на которых строились деревянные и каменные особняки⬇️
Местными жителями были в основном сотрудники и студенты Лесного института (ныне - Лесотехническая Академия). Среди них был и Дмитрий Никифорович Кайгородов.
Профессор приобрёл 27 соток земли около Серебряного пруда⬇️
Всего за год усилиями всех членов семьи Кайгородовых был построен дом в стиле модерн, ставший местной достопримечательностью.
Дом даже стали называть "Душа Лесного", поскольку Дмитрий Никифорович умел не только видеть, понимать, но и создавать прекрасное.
Он был настоящим эстетом. Хотя родился в семье потомственных военных.
Дмитрий Никифорович тоже получил военное образование и к 1871 году дослужился до звания капитана штаба артиллерии. Но его всегда тянуло к изучению природы. Он закончил вольнослушателем Императорский земледельческий институт и стал кандидатом наук сельского хозяйства и лесоводства. Кайгородов посвятил себя научной деятельности в области сезонных изменений природе и открыл для российской науки новое направление - фенологию.
Большое внимание Кайгородов уделял и преподаванию. Он заведовал кафедрами лесной технологии и лесного инженерного искусства в Лесном институте.
Кайгородов выступал за реформацию преподавания естественных наук в школе, предлагая направить её на воспитание в детях "чувства природы".
С 1889 по 1891 год Кайгородов был учителем естественной истории у младших детей Александра III: 11-летнего Михаила и 7-летней Ольги⬇️
Учитель и ученики подружились и сохранили тёплые отношения на долгие годы, даже писали друг другу письма.
Во всех научных трудах, образе жизни, стройстве дома и досуга прослеживается тяга Кайгородова к прекрасному. Часто в его особняке устраивались литературные и музыкальные вечера. На них профессор, будучи сам композитором и виртуозным исполнителем, играл на фортепьяно. Кайгородов написал больше 80 музыкальных произведений: от романсов до фортепьянных сонат. Его произведения публиковались и исполнялись на институтских концертах.
Кайгородов интересовался и теорией музыки. Однажды на собрании литературно-художественного кружка имени Я.П.Полонского Дмитрий Никифорович прочёл лекцию "Чайковский и природа", где доказывал, что некоторые музыкальные произведения Чайковского созданы под впечатлением от вполне конкретных уголков природы.
Не была чужда профессору и живопись: на художественных выставках Лесного демонстрировались его пейзажи.
Дмитрий Никифорович черпал вдохновение в природе, поэтому уделял особое внимание устройству сада. Он лично разработал его чертёж, обустроил его, а потом очень любил работать в саду, наблюдая за растениями и птицами.
В сад приезжали на прогулку даже члены царской семьи. Но Кайгородов с удовольствием проводил экскурсии по саду и для соседей.
Любовь к искусству разделяла вся дружная семья профессора: дочь Тамара иллюстрировала некоторые книги профессора, а сын Анатолий стал профессиональным художником-пейзажистом, учившись у самого Куинджи. Двое других детей не дожили до совершеннолетия.
После революции 1917 года дом Кайгородова был национализирован, но семье удалось получить охранную грамоту, согласно которой семья профессора становилась арендаторами особняка навечно. После смерти Кайгородова его супруга Вильгемина Роберторовна (на русский манер - Валентина Романовна) добилась денационализации дома, однако в 1929 году особняк пришлось продать, так как на его содержание не хватало средств.
В 1932 году особняк занял ЦНИИ Лесного хозяйства, которое располагается в нём до сих пор, а о Кайгородове напоминает мемориальная доска на фасаде дома.
Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: