Найти тему

Как воспитывали царских детей в России

В Гатчинском дворце есть интересная экспозиция, рассказывающая о том, как воспитывали детей в семье императора Александра III.

Их пребывание здесь продолжалось с осени до конца весны, и значительную часть князья проводили за учебными занятиями.

Гатчинский дворец. Фото автора
Гатчинский дворец. Фото автора

Во дворце были оборудованы специальные #классы для домашнего обучения. Занятия великих князей Николая и Георгия Александровичей, преимущественно проходило в классной комнате антресольного этажа - Арсенальном каре.

Классная комната младших детей, Михаила и Ольги располагалась в бельэтаже того же корпуса. Для самостоятельных занятий распоряжении каждого из великих князей и княжон был свой рабочий кабинет.

В юго-восточной Арсенального каре находилась #учительская, а над ней - физический кабинет, где вероятно, хранились приборы и проводились различные физические опыты. Поскольку все великие князья увлекались ставшей модной и доступной для непрофессионалов фотографией, во дворце имелась фотолаборатория.

Гатчинский дворец. Фото автора
Гатчинский дворец. Фото автора

Когда подросли младшие #дети, в центральном корпусе для великого князя Михаила Александровича на первом этаже оборудовали столярную мастерскую, а на третьем находились гимнастический и фехтовальный залы. Эти комнаты посещались очень часто, так как все дети императора Александра III любили физические упражнения. В памятных книжках Михаил постоянно отмечал: "играли на гимнастике", "пошли на гимнастику, где играли в темных комнатах", "играли в комнатах наверху".

Гатчинский дворец. Фото автора
Гатчинский дворец. Фото автора

Первой учительницей старших великих князей стала Александра Петровна Олленгрэн.

Ей, по воспоминаниям её сына - ровесника царских детей, отец-император дал наказ по воспитанию своих сыновей: "Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру. Учите хорошенько, послаблений не делайте, спрашивайте по всей строгости. не поощряйте лень в особенности". Олленгрэн обучала мальчиков первоначальной грамоте чтению и счету.

Гатчинский дворец. Настольные игры царских детей. Фото автора
Гатчинский дворец. Настольные игры царских детей. Фото автора

В раннем детстве воспитателем Николая (а впоследствии и его братьев) был англичанин Карл Осипович Хис. В 1877 году его сменил генерал Григорий Григорьевич Данилович. В его обязанности также входил подбор преподавателей, которые должны были обеспечить #образование великих князей по гимназическому курсу.

Гатчинский дворец. Фото автора
Гатчинский дворец. Фото автора

Регулярные #занятия царских детей по отдельным дисциплинам начинались с восьмилетнего возраста и продолжались 13 лет. Для Николая и Георгия были составлены специальные учебные программы из двух курсов. Общеобразовательный восьмилетний курс включал предметы расширенной гимназической программы, где особое внимание уделялось изучению политической истории русской литературы, английского, немецкого и французского языков. Второй курс высших наук длился пять лет и посвящался изучению военного дела юридических и экономических наук, необходимых для государственного деятеля. Особое внимание уделялось обучению цесаревича Николая Александровича.

Занятия начинались с восьми утра и продолжались после дневной прогулки, часто на целый день. У младших детей распорядок был составлен немного иначе.

Великая княгиня Ольга Александрова в воспоминаниях писала:

"Еще мальчиком Миша приходил ко мне в комнату каждое утро и мы вместе завтракали. После завтрака мы шли на прогулку, катались верхом, чтобы размяться перед началом дневных занятий. Уроки начинались в 8 утра, когда появлялись наши первые учителя, и продолжались с короткими перерывами между занятиями до трех часов пополудни».

После был обед, который проходил совместно с двумя наставниками - мосье Тормейером и мистером Хисом.

За обедом Тормейер читал отрывки из французских книг, и как писала великая княгиня, "со многими французскими произведениями и познакомились именно таким образом". Когда на обеде присутствовал мистер Хис, то он проверял произношение английского языка. Обед очевидно, из-за таких импровизированных занятий продолжался до полшестого, после чего Ольга и Михаил отправлялись на конную прогулку. Хотя впоследствии Михаил стал заядлым "трициклистом".

Как вам такое воспитание? По-моему, достаточно строгое. Как вы считаете, пишите в комментариях.

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" (ведь статьи доступны только подписчикам) и читайте ещё: