Найти в Дзене

Лексико-грамматическое занятие для детей 4-5 лет с ТНР на тему «Одуванчик».

Словарь.

Существительные: луг (луга), цветок (цветы), одуванчик (одуванчики), ромашка, колокольчик, мак, василёк, купальница, цветок (цветы), стебель (стебли), лист (листья), корень (корни), семя (семена), пчела (пчёлы), букет (букеты), нектар, мёд, улей.

Глаголы: рвать, собирать, поливать, дуть, плести, создавать, ухаживать, нарисовать, слепить, нюхать, подарить, поставить, любоваться, смотреть, посадить, варить, цвести, доцветать, отцветать, зацветать, завянуть, распускаться, зеленеть, опушиться, желтеть, расти, благоухать, жухнуть, увядать, созревать, стоять, раскрыться, золотиться, опылять, собирать.

Прилагательные: желтый, белый, золотистый, пушистый, мохнатый, красивый, милый, ароматный, луговой, полевой, летний, маленький, большой, низкий, высокий, цветущий, старый, увядший, круглый, обыкновенный, яркий.

Задание 1. Изучите, что такое луг.

Цель: формирование семантического поля.

Представьте с ребёнком, что вы пошли гулять по летнему лугу, на котором растут разные цветы. Расскажите ребёнку, что такое луг. Луг – это участок земли, на котором растут только трава и цветы. Обычно луг можно встретить вдоль рек, на окраинах лесов, по краям болот. Рассмотрите картинки ниже, на них изображены разные луга.

-2
-3
-4
-5

Задание 2. Назови Цветы.

Цель: актуализация и увеличение предметного словаря.

Познакомьте ребёнка с цветами, которые растут на лугу.

На лугу растёт одуванчик, ромашка, колокольчик, мак, василёк, купальница.

-6

Задание 3. Строение одуванчика.

Цель: Актуализация и расширение номинативного словаря.

Познакомимся с одуванчиком поближе. Расскажите и покажите ребёнку строение одуванчика (цветок, стебель, листья, корень). Цветок находится над землёй, корень находится в земле. Цветок у одуванчика бывает желтого и белого цвета. Когда одуванчик белый, значит у него созрели семена.

-7
-8
-9

Задание 4. Посчитай до пяти.

Цель: формирование навыка согласования существительного с числительными.

Посмотри на картинки и посчитай до пяти. Считать по образцу:

Один одуванчик, два одуванчикА, три одуванчикА, четыре одуванчикА, пять одуванчикОВ.

Один цветок, два цветкА, три цветкА, четыре цветкА, пять цветОВ.

Один лист, два листА, три листА, четыре листА, пять листОВ.

Одно семечкО, два семячкА, три семячкА, четыре семячкА, пять семячЕК.

Один парашют, два парашютА, три парашютА, четыре парашютА, пять парашютОВ.

Один букет, два букетА, три букетА, четыре букетА, пять букетОВ.

Одна пчелА, две пчелЫ, три пчелЫ, четыре пчелЫ, пять пчёл.

-10

Задание 5. Один - много.

Цель: формирование навыка образовывать существительные множественного числа именительного падежа.

Ребёнок называет в именительном падеже в единственном и множественном числе названия посуды. Если ребёнок затрудняется в назывании, речевой образец даёт взрослый, ребёнок повторяет.

-11

Задание 6. Какой одуванчик.

Цель: Актуализация и расширение предикативного словаря (прилагательные).

Рассмотрите с ребёнком одуванчик, предложите ребенку рассказать какой одуванчик. Если ребёнок затрудняется, образец прилагательных говорит взрослый, ребёнок повторяет. Позже проверьте, какие прилагательные запомнил ребёнок. Можно описать одуванчики.

Какой одуванчик? Какие одуванчики?

Одуванчик желтый (белый, золотистый) – одуванчики желтые (белые, золотистые).

Одуванчик пушистый (мохнатый) – одуванчики пушистые (мохнатые).

Одуванчик красивый (милый) – одуванчики красивые (милые).

Одуванчик ароматный – одуванчики ароматные.

Одуванчик луговой (полевой) – одуванчики луговые (полевые).

Одуванчик летний – одуванчики летние.

Одуванчик маленький (большой) – одуванчики маленькие (большие).

Одуванчик низкий (высокий) – одуванчики низкие (высокие).

Одуванчик цветущий – одуванчики цветущие.

Одуванчик старый (увядший) – одуванчики старые (увядшие).

Одуванчик круглый – одуванчики круглые.

Одуванчик обыкновенный – одуванчики обыкновенные.

Задание 7. Что можно делать с одуванчиками.

Цель: актуализация и расширение предикативного словаря (глаголы).

Порассуждайте с ребёнком, что можно делать с одуванчиком.

Одуванчик можно рвать и собирать в букет.

Одуванчик можно поливать.

На одуванчик можно дуть.

Из одуванчиков можно плести венки.

Из одуванчиков можно создавать картины.

За одуванчиками можно ухаживать.

Одуванчик можно нарисовать (слепить).

Одуванчик можно нюхать.

Одуванчик можно подарить.

Одуванчик можно поставить в вазу.

Одуванчиком можно любоваться.

На одуванчик можно смотреть.

Одуванчик можно посадить.

Из одуванчика можно варить варенье.

Задание 8. Что может делать сам одуванчик.

Цель: актуализация и расширение предикативного словаря (глаголы).

Цвести, доцветать, отцветать, зацветать, завянуть, распускаться, зеленеть, опушиться, желтеть, расти, благоухать, жухнуть, увядать, созревать, стоять, раскрыться, золотиться.

Задание 9. «Какое слово лишнее?»

Цель: развитие речевого слуха и внимания.

Зачитайте ряд слов ребёнку, ребёнок называет лишнее слово. Если ребёнок затрудняется, то взрослый называет это слово и объясняет, почему оно лишнее. После взрослый снова читает ряд слов и просит ребёнка назвать лишнее слово.

Стебель, корень, ветка (ветка) – строение одуванчика.

Желтый, белый, фиолетовый (фиолетовый) – цвет цветка одуванчика.

Цветет, растет, говорит (говорит) – действия, которые может совершать одуванчик.

Лето, солнце, снег (снег) – время года, когда растет одуванчик.

Плести, срывать, звонить (звонить) – действия, которые можно сделать с одуванчиком.

Задание 10. Пчела.

Цель: формирование семантического поля (расширение понятий и ассоциаций).

Рассмотрите с ребёнком картинку ниже. Спросите ребёнка про пчелу. Примерный список вопросов и варианты ответов представлен ниже. Если ребёнок затрудняется ответить на вопросы, взрослый сам даёт ответ.

Кто сидит на цветке? На цветке сидит пчела.

Что пчела делает на одуванчике? Пчела собирает нектар. Пчела опыляет одуванчик. Пчела сидит на одуванчике.

Для чего пчеле нектар? Из нектара пчела делает мёд. Нектар пчела кушает.

Где живет пчела? Пчела живет в улей.

Кто любит кушать мёд? Мёд любит медведь. Мёд любит мама, папа. Мёд люблю Я. И другие варианты.

Как пчела находит одуванчик на лугу? Пчела находит одуванчик, потому что он очень яркий.

-12

Задание 11. Какая картинка лишняя и почему.

Цель: Развивать зрительное восприятие.

В каждом ряду найди лишнюю картинку и объясни почему она лишняя.

-13

Вопросы по теме:

1. Что растёт на лугу? На лугу растет трава и цветы (одуванчики, маки, ромашки, колокольчики, васильки).

2. Где находятся корни у одуванчика? Корни у одуванчика находятся в земле.

3. Какого цвета бывает цветок у одуванчика? Цветок у одуванчика бывает жёлтый и белый.

4. Кто собирает нектар с одуванчика? Нектар с одуванчика собирает пчела.

5. На что похож одуванчик?