Найти в Дзене

Два червонца – за ружье

Фото автора.
Фото автора.

Время неудержимо. Вчера никогда не заменит завтра. Иногда удивляет, как быстро проходит жизнь. И необратимо меняется мир. Еще недавно жили в Советском Союзе, строили светлое будущее. Сегодня в капиталистической России тоже чего-то, вроде бы, строим. Приспосабливаемся. Становимся другими. Меняются ценности и люди. Человек человеку в нашей новой демократической стране уже не друг, товарищ и брат. Товарищей нет, одни господа и граждане. А память невольно уносит в прошлое, где не всё было хорошо, но люди были добрее, и законодатели обращали больше внимания на нужды простого народа. Наверное, потому что сами в большинстве были представителями этого народа.

В начале 60-х в городе открылся новый магазин "Спорттовары". Глаза разбегались от изобилия продаваемых тут хороших вещей. Футбольные мячи, боксерские перчатки, рапиры и шпаги… Множество пацанов постоянно отирались у здешних прилавков, что-то приглядывая и примеривая. К сожалению, покупательские способности были намного ниже цены их желаний.

А в охотничьем отделе толпились мужики. Брали порох. На выбор продавали как дымный, так и бездымный. Кстати, дымный порох в то время пользовался спросом. Это сейчас его не используют, покупая готовые патроны. В то время пачка патронов в бумажных гильзах (10 шт.) стоила 1 рубль 10 копеек (получалось 11 копеек за патрон), и многие охотники, экономя, предпочитали набивать патроны сами, купив многоразовые латунные гильзы. При таком раскладе считалось, что дымный порох более безопасен. Если бездымного положить в патрон даже чуть-чуть больше, чем надо, может неприятность случиться, ну там дробовик старый покорежит или еще что-то подобное. А дымный порох в этом отношении не так страшен, горит быстрее, но газов образует меньше, при выстреле окутывая окрестности дымом, как во время артиллерийского сражения. Потому, как там кроме серы, угля и селитры ничего, страшного, вроде бы, нет, а в бездымный порох нитроглицерина, нитроцеллюлозы и, возможно, еще каких-то прибамбасов добавили. Чтобы помощнее стреляло. Хотя, если неправильно рассчитать порцию заряда – можно и от дымного пороха большие неприятности поиметь, помимо того, что стволы ружья при выстреле загаживает.

Со слов старших достоверно знаю, что в пятидесятые годы на перепелов и уток охотились за городом в пойме реки. Их тут было много, и куропатки попадались. Ходили за перепелами c дробовиками. А некоторые любители на уток охотились с "мелкашками" (мелкокалиберная винтовка, в самом начале шестидесятых стоила 19 рублей, продавалась по охотничьему билету, позже свободную продажу нарезного оружия прикрыли). Влет, конечно, не стреляли, а сидячих на воде щелкали запросто. Кстати, было время, кажись, до конца 50-х даже без охотничьего билета эти "мелкашки" продавали в охотничьих, спортивных и хозяйственных магазинах, вместе со скобяными товарами.

Наиболее ушлые добытчики перепелов сдавали в рестораны, где из них готовили чудные блюда. В шестидесятых вступить в общество охотников можно было по достижении 16-летнего возраста, уплатив взнос, где-то около 6 рублей. Ружье, между прочим, можно было получить по почте посылкой, заказав его письмом на заводе и оплатив заказ.

Среди охотников было много сельчан. В пыльных плащах и грязных сапогах, они покупали дробь на развес, доставая из потайных карманов замусоленные рубли. Примеривали ружья, глядя сквозь стволы на свет.

Стандартная двустволка стоила 42 рубля, а одностволка – 21. Были ружья и подороже, с насечкой и позолотой, с вертикальными стволами… И по 90, и даже по 250 рублей… (Средняя зарплата в то время составляла 120-140 рублей). А за горизонтом сияло светлое будущее, куда все дружно спешили, иногда вежливо толкаясь локтями.