Мнемотехника - это система приемов и методов, которые способствуют развитию памяти за счет ассоциаций. Обычно используются визуальные или звуковые примеры.
Мой взгляд мнемотаблицы это отличный метод развития речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Эта техника способна решить множество проблем, таких как: ограниченный словарный запас, грамматическое неправильное построение фразы, предложения и текста в целом. По сути, мнемотехника упрощает восприятие темы, делает ее более доступной для запоминания, интересной.
В первую очередь с самыми маленькими дошкольниками проводят работу на мнемоквадратах, после переходят к мнемодорожкам и на последнем этапе работают с мнемотаблицами, но в данной статье я все же хочу подробно разобрать именно мнемотаблицы.
Для чего же используются мнемотаблицы? в первую очередь для обогащения словарного запаса, так же обучают составлению рассказов. Возможны такие варианты как - заучивания стихотворений, разгадывание загадок и пересказах.
В годовом плане работы с детьми ОНР предполагается разбор лексической темы, например, "Игрушки". Ниже приведен вариант мнемотаблицы по данной тематике.
В первую очередь ребенок должен узнать предмет, назвать его, сказать, какого цвета предмет, какой формы, из чего он сделан, из чего состоит, применение.
Для начала логопед разбирает с ребенком поэтапно каждый квадрат, потом совместно соединяют все в единый рассказ, на последнем этапе ребенок должен самостоятельно без дополнительной помощи составить рассказ.
В данном случае замечательно корректируется лексико-грамматическое недоразвитие и связная речь, согласование.
Советую использовать "Опорные схемы для составления описательных рассказов" серия "Развитие речи", там предоставляется 16 тем для описания. Подробно прописаны этапы работы и планы рассказов.
Чудесно можно организовать пересказ при помощи мнемотаблиц.
Как можно догадаться, эта мнемотаблица помогает ребенку пересказать сказку "Колобок". Такие таблицы удобны для детей с ЗПР в том числе.
Сказка разбирается по похожей схеме. Сначала логопед читает ребенку сказку, после объясняет значение каждого условного обозначения. Дается логопедом образец пересказа - логопед показывает на картинку и поэтапно снова рассказывает сказку. После, ребенку предлагают самостоятельно пересказать сказку.
На просторах интернета можно найти множество мнемотаблиц, начиная от описания качеств одного предмета, заканчивая пересказом сказок и рассказов.
Я очень надуюсь, что моя статья оказалась для кого-то полезной =)