Как скульптуру назовёте, так она и проживёт! Например, "Беглый раб" был 60 лет замурован в стене Эрмитажа, и никто не знал, что скульптура там находится.
Началась эта история в 1891 году в Италии. Именно там скульптор Владимир Александрович Беклемишев изваял для Всемирной Колумбовой Выставки (которая состоялась в Чикаго в 1893 году и была посвящена 400-летию открытия Америки Колумбом) скульптурную группу "Беглый раб". Прототипом послужил вырвавшийся на свободу мулат Джон Гаррис и его маленький сын Гарри из популярной в то время книги "Хижина дяди Тома" Гарриет Бичер-Стоу. Этот роман был основан на реальных событиях, а дядюшка Том был включен в первую двадцатку литературных героев, которые сыграли важную роль в истории всего человечества. У дядюшки Тома тоже был прототип Джозайя Хенсон, который родился в семье рабов в 1789 году. Владелец Хенсона обещал освободить его с семьей из рабства, но не сдержал своего слова.
Беклемишев выполнил фигуры в натуральную величину из тонированного под бронзу гипса и сначала представил работу в Императорской Академии художеств.
Скульптор был удостоен за неё в 1892 году звания академика. После выставки в Чикаго "Беглый раб" вернулся в Академию художеств, но долгое время скульптура являлась личной собственностью Беклемишева. Лишь в 1918 году автор подарил её Музею Академии художеств. В 1930 году скульптурная группа была передана в Государственный музей Революции, который тогда располагался в Зимнем дворце. После войны музей Революции получил собственное здание - особняк М. Ф. Кшесинской, куда должен был быть перемещён и "Беглый раб".
Однако скульптура... затерялась(!) и долгое время считалась утраченной.
И вот 26 апреля 2010 года во время установки электрощита на площадке второго этажа Церковной лестницы Эрмитажа электромонтажниками Михаилом Смирновым и Алексеем Кукурудзой при удалении двух кирпичей из кладки была обнаружена рука, а в дальнейшем и вся скульптурная группа, изображающая мужчину и мальчика. Интересно, что это произошло за год до празднования 150-летия со дня рождения Владимира Александровича Беклемишева.
Позже исследователи установили, что "Беглый раб" был замурован рабочими с целью сохранения скульптурной группы, так как та находилась в плачевном состоянии. Рядом были обнаружены старый календарь и обрывки газеты, которые и помогли установить дату, когда скульптуру замуровали. Это произошло 22 февраля 1947 года. К сожалению, показать скульптуру сразу после извлечения из проема в стене было невозможно из-за многочисленных утрат и загрязнений. Для приведения памятника в экспозиционное состояние потребовалась длительная реставрация. Лишь 14 октября 2011 года скульптура "Беглый раб" наконец-то обрела свободу и вернулась в музей.
Скульптура экспонируется сейчас в выставочном пространстве "Новый Эрмитаж"⬇️
С ещё одной работой Беклемишева, установленной в Петербурге, связана местная городская легенда. Речь идёт о памятнике Сергею Петровичу Боткину.
Памятник был установлен в 1908 году перед входом в Военно-медицинскую академию. Он обращён спиной к городу. И именно с этим необычным ракурсом связана байка. Будто бы, когда Городская дума выбирала место для памятника, то обратилась к вдове Сергея Петровича Боткина с вопросом: "Где бы мог стоять памятник вашему мужу?"
"На Исаакиевской площади", - не задумываясь ответила она. "Но это место уже занято", - возразили думцы. "Тогда установите у Академии, но спиной к городу", - парировала вдова.
В Акрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры можно увидеть ещё одну работу Беклемишева, о которой в своё время спорили критики. Это бюст Архипа Ивановича Куинджи.
Инициатором сооружения памятника явилось "Общество им. А.И. Куинджи", объявившее конкурс на составление проекта. Но все восемнадцать проектов, представленных на него, были отвергнуты. А для создания памятника приняли внеконкурсную работу молодого академика архитектуры Алексея Щусева. Согласно проекту, на памятнике должен был находиться портретный бюст, на создание которого предполагалось объявить ещё один специальный конкурс, однако впоследствии решено было использовать бюст Куинджи, выполненный с натуры в 1909 году В.А. Беклемишевым.
Многие петербургские газеты и художественные издания поместили заметки об открытии памятника. Журнал "Аполлон" писал:
Автор проекта Щусев отлично скомпоновал мотив крымских фонтанов с резным древним церковным орнаментом. В глубине ниши очень красивая мозаика, композиция Рериха, исполненная Фроловым. Некоторой дисгармонией является бюст покойного, работы Беклемишева.
Журнал "Зодчий", напротив, заметил, что на памятнике "поразительной жизненности бронзовый бюст".
После революции Беклемишев не принял участия в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. За это в 1918 году профессор был отстранен от преподавания в Академии художеств, и, спасаясь от голода, уехал в Псковскую губернию, где вскоре и скончался.
Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё:
- Памятник девушке, которая останавливает маршрутку