Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Девушка без адреса» - что в этом фильме самое интересное?

Эльдар Рязанов, помимо всего прочего, умел показывать город, пространство. Место действия – не фон, а один из главных героев. Также Рязанов чувствовал свою эпоху, проживал её, а потому все его фильмы – красноречивые свидетельства бытия. В «Девушке без адреса» (1957), которую, увы, Рязанов не жаловал, считая своим провалом, явлена вся панорама столичной жизни конца 1950-х годов, и все акценты расставлены максимально точно.

Кадр из фильма «Девушка без адреса» (1957). Скриншот.
Кадр из фильма «Девушка без адреса» (1957). Скриншот.

После войны Москва стала резко расширять свои границы, превращаясь в мегаполис, и потому сам комический смысл «Девушки…» - в том, что в Москве априори невозможно сыскать человека без особых примет, особенно «…когда неизвестная прописка», что и напевает герой Николая Рыбникова. Тогда в столичные и крупные города хлынул поток лимитчиков – о них впоследствии снимут лиричную сагу «Москва слезам не верит» (1979).

Кадр из фильма «Девушка без адреса» (1957). Скриншот.
Кадр из фильма «Девушка без адреса» (1957). Скриншот.

Это сейчас в Москве почти нет промышленности (например, в бывшем хлебозаводе имени Василия Зотова разместили арт-площадку «Зотов», и это ещё наилучший исход), а в 1950-х это был индустриальный центр. Отсюда – привлечение молодой рабочей силы. Москва прирастала новыми окраинами, совсем недавно считавшимися колхозами и совхозами. Нынче эти места …уже почти центр и - престижные районы.

Таки дома строились в середине 1950-х годов. https://pastvu.com/
Таки дома строились в середине 1950-х годов. https://pastvu.com/

В «Девушке без адреса» мы наблюдаем одну из таких строек – Рязанову дали снимать в реальных «декорациях». Это – Ленинский проспект. Кстати, тут можно увидеть типовые дома, являвшие собой переходную форму от сталинских построек к упрощённо-панельному строительству. По степени комфортабельности (высота потолков, толщина стен, планировка) это были всё те же «сталинки», но без архитектурных излишеств – колонн, пилястр, фронтонов и вазонов.

Кадры из фильма «Девушка без адреса» (1957). Скриншоты. За окнами - непременные силуэты высоток.
Кадры из фильма «Девушка без адреса» (1957). Скриншоты. За окнами - непременные силуэты высоток.

Возведение шло в ускоренном темпе, и поэтому на стройках постоянно висела табличка «Требуются!» Несмотря на активную борьбу со сталинским наследием в архитектуре и в искусстве, как таковом, знаменитые высотки воспринимались, как некие символы социалистического бытия. Открытки, иллюстрации, живопись второй половины 1950-х – начала 1960-х - это бесконечная тема высотных зданий, которые вторгались в любой московский пейзаж.

В «Девушке без адреса» мы наблюдаем волшебные шпили высоток – их видно из каждого окна, будь то квартира дедушки, общежитие Паши Гусарова и так далее. Причём, это не настоящие виды, но павильонная съёмка. Советский человек должен был иметь перед глазами эту воплощённую грёзу. Высота – одна из важнейших эстетических категорий в советском искусстве, но представлялась и обыгрывалась она по-разному.

Кадр из фильма «Девушка без адреса» (1957). Скриншот.
Кадр из фильма «Девушка без адреса» (1957). Скриншот.

Так, в 1930-1940-х годах высота ассоциировалась с небом и лётчиками, а до войны ещё и со стратосферой. В 1950-х высота сделалась, что называется «земной», инженерно-строительной. Поэтому так эффектно «выстрелила» роскошная «Высота» (1957) с всё тем же Николаем Рыбниковым в главной роли. Примечательна и смена эталонов – спортсмен-воин-лётчик был заменён монтажником-высотником. После десятилетий подвига общество затребовало мужчину-созидателя.

Картины Юрия Пименова часто изображали строителей. И - высоту. https://ru.pinterest.com/
Картины Юрия Пименова часто изображали строителей. И - высоту. https://ru.pinterest.com/

...Да, в начале 1960-х произойдёт новая трансформация – идеалом сделается космонавт (и физик-ядерщик, разумеется). В «Девушке без адреса» многие сцены разворачиваются на высоте, и зритель видит панораму города, а в ряде фрагментов показаны московские улицы, как взгляд сверху. Поэтому зря Эльдар Александрович не любил эту свою комедию - в ней так много смыслов, что по их количеству она не уступит лав-стори Женечки Лукашина...

Кадр из фильма «Девушка без адреса» (1957). Скриншот.
Кадр из фильма «Девушка без адреса» (1957). Скриншот.

Zina KorZina (c)

1. «Девушка с гитарой» - красота, юность, фестиваль.

2. Занятные детали из фильма «Королева бензоколонки».

3. «К Чёрному морю» - фильм-открытка и два жениха с машинами.

4. «Высота» - переодеть Катьку!

5. «Карнавальная ночь» и две красотки.