Найти в Дзене

"Главное преимущество IT-сферы - отсутствие блата. IT - это один из немногих социальных лифтов, которые есть в России".

Максим Новак - CEO digital-агентства NOVA/TEST.
Максим Новак - CEO digital-агентства NOVA/TEST.

Digital-агентство NOVA/TEST отмечает 13 лет! Компания на рынке с 2010 года и за это время успела проделать огромный путь и стать одним из лучших digital-агентств России. Что собой представляла сфера IT в 2010, в чем успех компании и почему стоит идти в IT? Ответы на эти и другие вопросы дал CEO digital-агентства NOVA/TEST Максим Новак.

1. Как возникла идея создать свое дело и с чего все начиналось?

Все начиналось с того, что в 2006-2008 году я работал тестировщиком программного обеспечения самолетов, малой авиации и частного бизнеса. Однако потом случился кризис деривативов США в 2008 году. Все начали урезать расходы и компания Honeywell, в которой я тогда работал, просто убрала подрядчиков в России. Всего в нашей стране было порядка 500 сотрудников. В 2008 году компания решила работать только с проектом "Sukhoi Superjet" - это 15 человек. Остальных 485 человек они просто уволили. В их числе был и я. Следующие 1,5 года я работал в сфере IT, но не был связан с digital-агентствами. В том числе, работал в системе мониторинга, диспетчиризации и навигации пассажирского транспорта Курска. Попутно начал гуглить, где бы я мог применить свои навыки, а навыки у меня были довольно неплохие. У меня был грейд сеньора, как тестировщика программного обеспечения. Так, я связался с руководством одного агентства и предложил свои услуги в качестве тестировщика. Причем сразу позиционировал себя как менеджера и не планировал тестировать самостоятельно. Работа строилась так: я взял в штат человека, научил его азам, и нам платили фиксированный кост. По факту мне не платили за мои услуги, а платили за работу этого человека. И таким образом мы начали работать. Можно сказать, что компания начиналась с одного человека. Далее в наше агентство на поддержку пришел такой проект "Мегафон.ру". Почему-то они не задумывались о тестировщике, хотя у них была проблема: на бою постоянно возникали баги. По части багов я был хорошо подкован не только теоретически, но и практически. (В Honeywell жестко следили за любыми ошибками в ПО). Для начала мы сели вдвоем с Юрой, это был мой коллега-тестировщик, провели релизы. И сразу же нашли порядка 100 багов на бою. Примерно за 3 дня люди поняли, насколько наша работа нужна. С нами заключили договор, правда устный. Дело в том, что я тогда числился безработным и участвовал в социальной программе. Согласно условиям, если ты организуешь одно рабочее место, тебе выплачивают 12 пособий по безработице (своего рода подъемные). Ко времени подачи заявки на субсидию, я организовал сразу 4 рабочих места - взял в штат еще троих человек. И мне выплатили 240 тысяч рублей. На эти деньги я зарегистрировал ИП, купил технику, оплатил аренду помещения на год вперед, и даже первые месяцы оплачивал из этой суммы налоги. Таким составом мы успешно справлялись в работой. Компания-заказчик видела, что выхлоп от сотрудничества есть, поэтому нам предложили взяться и за другие проекты. Важно отметить, что в 2010 году клиенты не понимали, почему в смете на разработку сайта появляется строчка "тестирование". Клиенты говорили: "А почему мы должны платить за тестировщиков? Наймите хороших программистов". Но это так не работает. Как раз в тот момент я нашел очень хорошее исследование. В Швеции на заводе "Electrolux" тоже есть тестировщики - мастера-приемщики, которые проверяют всю продукцию по чек-листу перед продажей в магазин. И это два самых высокооплачиваемых сотрудника на заводе, после руководства. И никто не задается вопросом, зачем они нужны, и не предлагает нанять хороших сборщиков. Именно такие разъяснительные беседы и дали понять клиентам, зачем наша работа нужна. Каким бы ни был человек, за ним надо проверять. Даже самый предусмотрительный человек может что-то упустить.


2. Что собой представляет агентство сегодня?


На заре создания digital-агентства NOVA/TEST мы были просто региональным агентством со всеми плюсами и минусами. И тут надо понимать, что в 2010 году рынка кадров в нашем городе не было. В лучшем случае были web-мастера. И в то время компания представляла собой агентство поддержки - мы умели тестировать, также сразу научились контентному наполнению. Кстати, в первый год мы контентили сайт Disney.ru. Сейчас мы представляем собой digital-production агентство полного цикла. То есть мы работаем с фокусом на сложные, высоконагруженные проекты. Сегодня мы уже не региональное, а российское агентство с большим штатом сотрудников по всему миру. Когда-то мы снимали офис в 30 кв.м. (за ту субсидию, о которой я говорил ранее), а сейчас у нас самый крутой лофт в нашем городе.

3. Чем агентство NOVA/TEST отличается от других?

Пожалуй, наше главное отличие от конкурентов - это умение адаптироваться. Раньше присутствовало четкое деление на региональные и не региональные компании, но пандемия всех уравняла. Пришлось адаптироваться, и мы это делали неоднократно. Во-первых, мы перестали быть агентством-подрядчиком. За этим стоит очень многое - в первую очередь, готовность меняться. Если бы мы так и оставались в прежнем статусе, у нас бы не получилось нанимать стоящих людей и платить соответствующие зарплаты. Таким образом мы пережили кризис. Сейчас ситуация другая - рынок кадров перегрет. На это повлияла удаленка, которая дала возможность мастодонтам хантить любого сотрудника из любого уголка мира. Но агентство NOVA/TEST растет и развивается. Кстати, за 13 лет мы всегда показывали только рост. И что немаловажно, растет не только качество работы, но и уровень зарплаты, которая уже выросла в 3 раза.
4. Назовите три кита, на которых держится успех компании?

Первый кит - это адаптивность. Я уже говорил об этом чуть выше.
Второй - умение развивать людей и расти вместе с ними, это очень важно. На сегодняшний день мы умеем не только осознавать, в чем мы можем прибавлять, но и предъявлять повышенные требования к сотрудникам. Но взамен мы готовы платить больше. Такой подход позволяет расти нам и коллективу, а также развивает профессионализм. Мы отлично понимаем, что все сотрудники делятся на тех, кто растит компанию, кто растет вместе с ней, и кто тянет компанию вниз. Мы отстроили HR-процессы таким образом, что в нашей команде есть сотрудники только первых двух типов.
Третий кит - это договороспособность. Наша компания предсказуема, прогнозируема и прозрачна - и это наше конкурентное преимущество. Причем мы договороспособны как с сотрудниками, так и с клиентами. С нами всегда можно найти общий язык, договориться насчет сроков, стоимости, переработок и так далее. Именно умение договариваться помогает реализовывать все задуманное.

5. Если оглянуться назад, 2010 и 2023 - как изменились условия для ведения бизнеса?

В какой-то степени в 2010 году было легче. Но легче в каком плане - мы были компанией-подрядчиком, а от подрядчика не ждут определенного уровня клиентского сервиса. Тогда нужны были только ресурсы и все. Сейчас ситуация меняется. Да, стало сложнее, но в то же время интереснее. За 13 лет у нас появился бренд, и рынок, с которым мы работаем. Сейчас для развития у нас есть все инструменты, появился PR. В 2010 заявлять о себе было в разы сложнее. Обстоятельства заставляют меняться и если ты это делаешь, становишься только лучше.

6. Какой бы вы себе дали совет? (в самом начале пути)

Главный совет себе: делегируй все, что можешь. Скидывай с себя рутину. И не занимайся тем, чем ты не должен заниматься.

7. Почему стоит идти в IT?

Главное преимущество IT-сферы - это отсутствие блата. IT - это один из немногих социальных лифтов, которые есть в России. Здесь ты можешь упорным трудом и терпением добиться успехов. Я фанат баскетбола. В 2012 году наша сборная, имея в составе 1,5 игрока NBA, заняла 3-е место на Олимпиаде. И тогда у нашего тренера Дэвида Блатт спросили, как вам удалось занять 3 место? На что Блатт ответил: "Я не знаю, как выиграть матч, но я знаю, как выиграть каждое конкретное владение". Думаю, понятно, о чем речь. И я искренне верю, что терпение и труд все перетрут. Наша компания основана на упорном труде и готовности развиваться.

8. Каким вы видите будущее IT-сферы в России?

Будущее IT-сферы в России я вижу вполне успешным. Да, на данный момент существует такое понятие как "утечка мозгов", но надо понимать, что 80% этих людей работают на российские компании. Также не стоит забывать, что растет новое поколение. Сегодня очень много возможностей для обучения (Skillbox, Skillfactory, Яндекс.Практикум). Люди абсолютно далекие от IT приходят в отрасль. Я верю, что сфера продолжит развиваться, и дефицит кадров уменьшится. Если не брать во внимание кадры, то будущее IT-отрасли я вижу в импортозамещении, с большим количеством программных продуктов, разработанных русскими IT-компаниями.

9. Каких правил придерживаетесь по жизни/в работе?

Прежде всего я стараюсь соблюдать личные границы других людей. Это качество является очень важным и в работе, и в жизни. Во внерабочее время, выбирая между поработать или провести время с семьей, я всегда выберу семью. В работе я стараюсь не требовать от людей слишком многого, но все равно даю понять, что сотрудник может больше. При этом стараюсь не подавлять человека, а мотивировать на развитие.

10. Расскажите немного о планах агентства на будущее.

Мы приобрели несколько крутых экспертиз, которые хотим завернуть в продукты. Здесь речь не о digital продуктовом программном решении, имеется в виду продукт, как законченная сформированная услуга. Также в планах нарастить количество готовых, сформулированных услуг, которые мы оказываем. Ну а пока первоочередная задача - ребрендинг, увеличение узнаваемости агентства и повышение интереса к компании.