Я сталкивалась со звонками отдела взысканий из банка. Особенно в ковидные времена. Но сейчас кажется от жизни отстала.
Если мне и звонят, то по поводу моих знакомых, друзей или очень давних знакомых.
Речь о Тинькофф. Я вроде как ко многому привыкшая, но...
Теперь так можно?
Я давно являюсь клиентом этого банка и могу констатировать факт, что после попадания в руки к новому владельцу он превратился в какую-то совсем уж неприятную контору.
Отдельно расскажу как – нибудь. Но я тоже сталкиваюсь периодически с не совсем нормальным поведением представителей банка.
Был у меня с ним вопрос в свое время по кредитной карте. Вопрос возник в 2020 году по понятным причинам. Надо сказать, что тогда банк отнесся предельно лояльно и реструктуризировал задолженность, на хороших условиях. Так мы с ним и сосуществуем - я плачу ежемесячный платеж, а он ко мне не лезет.
Ну как не лезет.
Недавно звонок. Банк Тинькофф. Такого-то знаете?
У меня ответ один
· - Не ваше дело.
Не успокаиваются
- а кем он вам приходиться. Он должен банку некоторую сумму. Может вы поможете ему?
Становится интересно, что – то новенькое, и я спрашиваю
- Вы уполномочены представлять финансовые интересы гражданина? У вас есть юридически оформленная доверенность?
На сем и закончили. Если опустить посыл в нужном направлении, то распрощались молча.
Человек - мой давний знакомый. Такой давний, что вызывает удивление как мой номер телефона у банка с ним ассоциируется.
Позвонила и говорю
· прикинь, звонят, за тебя деньги просят.
И узнаю интересное. Банк кому только не позвонил, даже людям, с которыми должник работал лет десять назад в одной организации.
Происходит все так. Тинькофф звонит должнику и начинается.
- Мы будем звонить всем вашим родным и близким - пусть они знают, что вы должны банку и не возвращаете.
- Мы будем звонить вашим друзьям. Пусть они тоже знают, какой вы плохой. И заодно попросим их Вам помочь.
Пункт 5 статьи 4 этого НПА гласит, что кредитор (или коллектор от его имени) имеет право обращаться к родственникам должника или к любым другим третьим лицам, с которыми он знаком.
Цель такого контакта сформулирована как «направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие». Другими словами, коллектор может лишь попросить помочь в общении с должником.
Лишь попросить помочь в общении с должником.
Но просить денег - это представлять интересы должника. На это, может я и ошибусь, но нужна доверенность. В противном случае - всё смахивает на мошенничество. Или вымогательство. Или шантаж.
Я своего согласия не давала. В том числе и на обработку персональных данных. Как ни давали его и другие, пострадавшие морально от таких звонков. Настаиваю – это моральный вред.
Знакомый мне сообщил, что звонящий из банка ему таки прямо и сказал - у нас такая служба безопасности - она любой телефон узнает.
Пять с плюсом им, но я не хочу, чтобы мой телефон узнавали любым методом.
Никак понять то не могу - им разрешили это делать или они действуют так, потому что никто отпор не дает.
Между прочим, со мной разговаривали так, будто это я должна.
Интересно - все банки себя сейчас так ведут или только потанинский? Я специально делаю акцент, потому что особенно невежливым банк стал сразу же после смены собственника.
Общение с должниками и третьими лицами, а ля в стиле 90-х
- Ща всех обзвоним, ща всем расскажем, Ща у всех попросим. Ща репутацию Вам подмочим.
При этом
Как я уже писала, при звонке третьему лицу кредитор может лишь уточнить, знакомо ли они с заемщиком, и попросить передать ему информацию о долге. Общие требования для такого общения изложены в ст. 6 ФЗ № 230.
Недопустимы угрозы, психологическое давление, введение должника и иных лиц в заблуждение относительно правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства; передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования.
Можно сделать вывод, что требовать возврата долга от кого-либо, кроме заемщика, взыскатели не имеют права.
Я уже не спрашиваю, могут ли они мне звонить, если должник не оставлял мой телефон как контактный.
Не могут.
Согласно ст.13.11 КоАп РФ Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
И что получается. Банк нарушает все возможные законы и правила по взысканию задолженности. В том числе, касательно персональных данных третьих лиц.
Мне пытались солгать, что мой телефон оставлен как контактный. Но я – то знаю, что это вранье. У меня тогда вообще не было личного мобильного номера.
Откуда тогда наши номера у них?
У меня одна версия, но я не знаю насколько она реальна - звонят по номерам телефонов из контактов клиента. Может смотрят когда и кому он делал переводы или ему присылали - не знаю. И ведут себя банк так, будто это нормально.
Похоже они ничего не боятся. По двум причинам - ЦБ на все закрывает глаза, мы не даем отпор.
И еще очень похоже, что сказки про персональные данные и их сохранности – банальные сказки. Тут еще какие - то вопросы вдалеке про нарушение прав человека и прочее.
То ли банк, то ли коллектор, то ли и то и другое в одном лице.
Неприятное ощущение, согласитесь, когда понимаешь, что кто - то покопался в твоих персональных данных.
Считаю, что в таком случае надо обязывать банки платить людям приличную компенсацию. За моральный ущерб и беспокойство.
Понимаю, расчет на то, что мне надоест получать звонки и я начну давить на должника. Но нет. Подобная логика на мне не работает. У меня логика иная - никто не имеет права мне звонить по такому поводу без моего на то согласия. Поэтому есть только один виновный - банк.
Всем добра.