Найти тему

Транспорт Берна: троллейбус

Оглавление

Продолжаем знакомство с транспортной системой столицы Швейцарии - Берна. На ряду с трамваем важную роль в городских перевозках играет троллейбус. О нем мы сегодня и поговорим.

ул. Нудеггбруке, троллейбус Hess SwissTrolley 2 (BGT-N1), маршрут № 12
ул. Нудеггбруке, троллейбус Hess SwissTrolley 2 (BGT-N1), маршрут № 12

История

Троллейбусное движение в Берне было открыто 29 октября 1940 года. Первый маршрут получивший № 12 соединил парк Беренграбен и Шоссхальде, первое время троллейбус работали на общем участке с трамвайным маршрутом № 8, который был закрыт в 1941 году.

5 июля 1941 года начал работу еще один троллейбусный маршрут, следовавший от Бюмплиц до Инсел, заменив собой автобусный маршрут. Но он проработал не долго и в 1948 году был заменен обратно на автобус.

В 1961 году была построена линия до Ленггассе, куда был продлен единственный маршрут № 12.

Дальнейшее развитие троллейбус получил уже в 1970-е годы: так в 1974 году был электрифицирован автобусный маршрут № 14 от Центрального вокзала до Габелбаха, в 1975 году - маршрут № 20 от Центрального вокзала до вокзала Вакдорф и в том же году маршрут № 20 до Бумплиц.

В 1977 году была открыт троллейбусный маршрут № 11 от Гютербахнхоф до Брюкфельда.

В 1992 году маршрут № 11 продлен до Нюфелда.

В 2005 году маршрут № 12 был продлен до Центра Пауля Клее.

ул. Крамгассе, троллейбус Hess SwissTrolley 2 (BGT-N1), маршрут № 12
ул. Крамгассе, троллейбус Hess SwissTrolley 2 (BGT-N1), маршрут № 12

Большое сокращение сети произошло в 2005 году когда были закрыты троллейбусные маршруты № 13 и 14 в рамках развития трамвайного движения.

Реорганизация сети так же произошла в 2019 году, когда маршруты поменяли свои конечные. Маршрут № 20 продлен до Викендорфа, а 11-ый наоборот укорочен до центрального вокзала.

Описание сети

Современная троллейбусная система обслуживает 3 маршрута. Перевозки осуществляет Städtische Verkehrsbetriebe Bern (SVB), работающая под брендом Bernmobil. Длина линий - 21 км. Сеть обслуживает одно троллейбусное депо.

Схема троллейбусных линий
Схема троллейбусных линий

Как в случае с трамваем, главный транспортный узел, через которые проходят все 3 маршрута - это центральный железнодорожный вокзал Берна. 2 из 3 маршрутов диаметральные, связывают окраины через центр и 3-ий маршрут радиальный, соединяет центр с окраиной. В Берне единая маршрутная нумерация - первые цифры относятся к трамваю, а вот с 10 - автобусно-троллейбусные. В частности троллейбусные маршруты имеют № 11, 12 и 20.

ул. Крамгассе, троллейбус Hess SwissTrolley 2 (BGT-N1), маршрут № 12
ул. Крамгассе, троллейбус Hess SwissTrolley 2 (BGT-N1), маршрут № 12

Все маршруты работают с примерно одинаковым режимом работы с 5:40 до 1:00 и интервалом движения 6-8 минут.

При этом, целых две троллейбусные линии регулярно не эксплуатируются в маршрутном движении - это линия на Гутербанхоф и к троллейбусному депо.

Подвижной состав

Троллейбусный парк состоит из 28 машин. В городе эксплуатируется всего 2 типа подвижного состава. Это двухсекционные сочлененные троллейбусы Hess SwissTrolley 5 2017-2018 годов постройки.

ул. Крамгассе, троллейбус Hess SwissTrolley 5
ул. Крамгассе, троллейбус Hess SwissTrolley 5

Так же нам маршрутах можно встретить трехсекционные сочлененные троллейбусы Hess lighTram (BGGT-N2D) 2018-2019 годов выпуска. Такие троллейбусы распространены в основном в городах Швейцарии.

"Двойные" троллейбусы традиционно работают на 11 и 12 маршрутах, а "тройные" - на 20-м.

Весь общественный транспорт Берна традиционно выкрашен в красный цвет, поэтому троллейбусы не выделится в общем потоке.

Все троллейбусы в городе - низкопольные.

До 2019 года на маршрутах работали троллейбусы Hess SwissTrolley 2 (BGT-N1), которые теперь трудятся в столице Боснии и Герцеговины - Сараево.

***

Выводы. Небольшую троллейбусную систему Берна нельзя назвать образцовой. От былого троллейбусного величия остались лишь крохи в виде 3 маршрутов. Ряд маршрутов в ходе истории были заменены на трамвай. При этом две троллейбусные линии не эксплуатируются, а могли бы. Так же сама маршрутная сеть примитивна: по 1 маршруту - на линию. Такая стагнация троллейбусов для городов Швейцарии скорее исключение из правил, обычно здесь троллейбус активно развивают и продвигают. А тут наоборот до недавнего времени на троллейбусные маршруты выпускали автобусы.

Но при этом, хочется отметить качество организации работы троллейбусов, чего уж от швейцарцев не отнять. Все маршруты ходят с раннего утра до позднего вечера с небольшим интервалом. На всех на них стабильный пассажиропоток. "Рогатые" ходят как швейцарские часы, четко по расписанию. Контактная сеть в идеальном состоянии, троллейбусы не снижая скорости проходят все кривые, стрелки и пересечки.

Все машины в городе новые, низкопольные, сочлененные, что позволяет избежать переполнения салонов в часы пик. Все машины чистые, ухоженные, никакой грязи в салоне нет, стекла не поцарапаны, граффити нет.

ул. Нудеггбруке, троллейбус Hess SwissTrolley 2 (BGT-N1), маршрут № 12
ул. Нудеггбруке, троллейбус Hess SwissTrolley 2 (BGT-N1), маршрут № 12

Как и подобает цивилизованном транспорту, все машины оборудованы электронными указателями. В салоне работает табло, информатор четко и точно объявляет остановки. На остановочных пунктах имеется поминутное расписание и схема транспорта.

Среди минусов, кроме уже упомянутого сворачивания и не развития троллейбусного движения в Берне хочется отметить то, что не используются преимущества автономного хода, почему то были закуплены классические машины без аккумуляторов. Хотя заменить еще парочку дизельных автобусных маршрутов на троллейбусы для Берна не помешало бы. Ведь город то не большой и вполне мог бы стать полностью или практически полностью на электрическом транспорте.

ул. Крамгассе, троллейбус Hess SwissTrolley 2 (BGT-N1), маршрут № 12
ул. Крамгассе, троллейбус Hess SwissTrolley 2 (BGT-N1), маршрут № 12

Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Почитайте другие статьи о троллейбусных системах мира: