Найти тему
Транспортная планета

Троллейбусы Белграда

Оглавление

Заканчиваем серию публикаций об общественном транспорте Белграда статьей о троллейбусной системе города.

Троллейбус в Белграде переживает далеко не лучшие времена: часть маршрутов отменена и сокращена, периодически возникают идеи полностью отказаться от троллейбусного движения.

Таковская ул., маршрут № 40л, троллейбус БКМ-321. На фоне центральной почты.
Таковская ул., маршрут № 40л, троллейбус БКМ-321. На фоне центральной почты.

История

Как и любая дружественная СССР страна входящая в соцлагерь повторяла общую динамику политики в области общественного транспорта. Одной из особенностей почти всех стран восточного блока - было открытие и развитие троллейбуса.

Впервые о запуске троллейбусного движения в столице Сербии - заговорили еще в 1930-е годы - тогда планировали построить первую линию, которая должна была связать центр города с отдаленной окраиной Карабурма. Но реализации этих планов помещала начавшаяся Вторая мировая война.

Троллейбусное движение в Белграде было открыто 22 июня 1947 года. Первые две линии связали Калемегдан и площадь Славия, а так же с Црвени Крст. К концу года был открыт еще один маршрут - до района Душановац.

В 1950-е годы планировалось, что троллейбус будет главным видом транспорта и охватит все основные магистрали и направления Белграда. В 1956 году открывается линия через Бранков мост в Земун, куда было запущено 3 маршрута: 14-ый (Зелени Венац -Земун, верхний город), 15-ый (Зелени Венац - Земун, новый город) и 16-ый (Зелени Венац - Новый Белград, Похоршка). Для работы этих маршрутов в Земуне был даже построен троллейбусный парк.

В 1960-е годы троллейбус стал рассматриваться как устаревший вид транспорта. В 1973 году была закрыта линия через Бранков мост в Земун, все три троллейбусные маршрута были заменены на автобусные. К этому периоду сохронилась лишь одна троллейбусная линия до улицы Крушевачка в районе Вождовац. Эта линия так же была под угрозой закрытия.

В 1980-е годы отношение к троллейбусам у белградских властей меняется. Он начинает строится в новые микрорайоны югославской столицы. в 1982 году открывается линия до Конярника, начинает работу 19-ый маршрут, а так же строится линия в Учительское Населье и открывается маршрут № 21. На следующий, 1983-ый год открывается линия в район Звездара, куда был запущен маршрут № 28. В 1985 году открывается маршрут № 41 по новой линии до конечной Баньица-2. В конце 1990-х годов троллейбусное депо переезжает в район Дорчол, где рядом с территорией трамвайного парка построена троллейбусная площадка.

Новая попытка закрыть троллейбусное движение возникла уже в конце 2010-х годов. В 2019 году была прекращена работа троллейбусной линии до Конярника, маршрут № 19 - отменен, а маршруты № 21 и 22 были укорочены до пл. Славия, они не стали доезжать до центра города. В том же 2019 году планировалось снять всю центральную линию к Студенческой пл. по ул. Короля Милана и все маршруты укоротить до пл. Славия, но благодаря протестам горожан троллейбусы все же вернулись в центр Белграда. Хотя власти города все равно планируют убрать троллейбус в центре города заменив его на электробусы. Планируется что троллейбусы поедут до депо Дорчол, для чего была построена линия по ул. Неманина.

Описание и маршрутная сеть

Сейчас сеть троллейбуса Белграда состоит из 6 маршрутов, 1 депо, длина линий - 55,8 км. Сеть обслуживает государственный перевозчик - "ГСП Белград".

Схема линий троллейбуса. Бирюзовым цветом отмечены недействующие линии.
Схема линий троллейбуса. Бирюзовым цветом отмечены недействующие линии.

Сеть белградского троллейбуса, если посмотреть на схему представляет собой трезубец. В центре города одна троллейбусная линия - по улице Короля Милана на которую сходятся 3 маршрута из 6. 2 других маршрута (№ 21 и 22) были укорочены до пл. Славия в 2019 году. Линия по ул. Короля Милана заканчивается большой конечной на Студенческой пл. Суда следуют маршруты № 28, 29 и 41. При этом у маршрута № 29 пиковый интервал всего 3 минуты.

Конечная станция "Студенческая трг", куда следуют 3 маршрута.
Конечная станция "Студенческая трг", куда следуют 3 маршрута.

На юго-запад уходит линия на Баньицу-2, куда следуют маршруты № 40 и 41. Прямо на юг следуют маршруты 21, 22 и 29. Маршрут № 21 от пл. Славия до Учительского Населья; маршрут № 22 от пл. Славия до Крушевачки; и маршрут № 29 - самый напряженный на Медакович-3. На северо-запад троллейбусы следуют до Звездары по маршруту № 28. Туда же следует межрайонный маршрут № 40 от Баньицы-2.

Таковская ул., маршрут № 40л, троллейбусы БКМ-32100С. Летом 2021 года троллейбусы  № 40 и 41 были укорочены до кольца "Баньица" из-за ремонта проезжей части под номерами 40л и 41л.
Таковская ул., маршрут № 40л, троллейбусы БКМ-32100С. Летом 2021 года троллейбусы № 40 и 41 были укорочены до кольца "Баньица" из-за ремонта проезжей части под номерами 40л и 41л.
ул. Короля Милана, маршрут № 41л, троллейбус БКМ-32100С.
ул. Короля Милана, маршрут № 41л, троллейбус БКМ-32100С.
Троллейбус 28-ого маршрута следует к Студенческой пл., троллейбус БКМ-32100С.
Троллейбус 28-ого маршрута следует к Студенческой пл., троллейбус БКМ-32100С.
ул. Макензиева, маршрут № 22л, с 2019 года троллейбусы 22-ого маршрута вместо Стулденческой пл. следуют на пл.. Славия, троллейбус БКМ-32100С.
ул. Макензиева, маршрут № 22л, с 2019 года троллейбусы 22-ого маршрута вместо Стулденческой пл. следуют на пл.. Славия, троллейбус БКМ-32100С.

Все троллейбусы следуют очень часто. Самый частоходящий маршрут № 29 - с интервалом от 3 минут; 2-ой по частоте - № 41 - от 4 минут и 3-ий популярный маршрут № 41 - с интервалом от 6 минут, причем на нем ходят так же вместительные троллейбусы-гармошки. Все остальные маршруты ходят реже - от 8 до 10 минут.

ул. Короля Милана, маршрут № 29, троллейбус БКМ-32100С.
ул. Короля Милана, маршрут № 29, троллейбус БКМ-32100С.
Таковская ул., маршрут № 41л. Троллейбус БКМ-32100С. Оригинальные фары заменены на круглые.
Таковская ул., маршрут № 41л. Троллейбус БКМ-32100С. Оригинальные фары заменены на круглые.

От ул. Короля Милана на восток уходит служебная линия к депо; так же имеется служебная линия по ул. Неманина, которая соединяет пл. Славия и ул. Князя Милоша. Так же не действует линия по до Конарника.

Возникает так же вопрос, почему у троллейбусных маршрутов такая странная нумерация: 21, 22, 28, 29, 40, 41? Просто на просто, это все бывшие автобусные маршруты, которые когда-то заменили на троллейбусы без изменения номера. Исключение - это маршруты № 40 и 41 - их открывали сразу троллейбусными.

Подвижной состав

В качестве подвижного состава используются троллейбусы белорусского производства БКМ-321 и БКМ-333. Всего на балансе троллейбусного депо 112 троллейбусов. Все работающие на маршрутах машины - низкопольные.

Основная модель, эксплотируемая в Белграде - это троллейбусы БКМ-32100С. Они оборудованы ТрСУ и асинхронным двигателем, установлено электрооборудование от Škoda. Все 83 машины поставлены в 2010 году и выполнены в дизайне "Сабяр".

ул. Короля Милона, маршрут № 29, троллейбус БКМ-32100С
ул. Короля Милона, маршрут № 29, троллейбус БКМ-32100С
ул. Короля Милана, троллейбус БКМ-32100С
ул. Короля Милана, троллейбус БКМ-32100С

В 2004 году в сербскую столицу поступила партия из 12 сочлененных троллейбусов БКМ-33304, так же с ТрСУ, но только постоянного тока. Эти машины выполнены в "классическом" дизайне 3-ей серии троллейбусов от "Белкоммунмаша". В отличае от других машин выкрашены в оранжевый цвет и как правило работают на 40-м маршруте.

ул. Таковская, маршрут № 28, троллейбус БКМ-33304. Уникальное появление "гармони" на 28-ом маршруте, чаще всего их можно встретить на 40-м.
ул. Таковская, маршрут № 28, троллейбус БКМ-33304. Уникальное появление "гармони" на 28-ом маршруте, чаще всего их можно встретить на 40-м.

На год позже, в 2005-ом году поступила партия троллейбусов БКМ-32104С, как и БКМ-33304 оборудованы ТрСУ и двигателем переменного тока, выполнены в "классическом" дизайне. Всего их 10 экземпляров.

ул. Васы Чарапича, маршрут № 28, троллейбус БКМ-321004С
ул. Васы Чарапича, маршрут № 28, троллейбус БКМ-321004С

Так же на балансе числяться 4 троллейбуса БКМ-20101 2002 года выпуска и 3 троллейбуса Тролза-62052.01 [62052Б] 2003 года выпуска. Но они не работают на линиях с 2011 года.

Все троллейбусы Белграда, да как и весь транспорт выкрашены в красный цвет.

Хочется сказать, что состояние троллейбуов находятся в плачевном состоянии - краска облуплилась, салоны изрисованы, сиденья изрезаны, половина ламп не горит, шум от двигателей стоит невозможный. Еще сильнее шумит установленная принудительная вентиляция: шума столько, что разговаривать с собеседником не возможно. Видимо посмотрев на техническое состояние троллейбусов руководство Белграда и вынашивает идею ликвидации троллейбуса не только в центре, но и вообще.

салон белградского троллейбуса БКМ-32100С, удвительное дело - табло работает!
салон белградского троллейбуса БКМ-32100С, удвительное дело - табло работает!
салон белградского троллейбуса БКМ-33304
салон белградского троллейбуса БКМ-33304

До начала 2000-х основой подвижного состава ьыли советские и российские троллейбусы ЗиУ-682В и ЗиУ-682Г, а так же специальная модификация для Югославии - ЗиУ-682ВIУЮ. В том числе на улицах работали и бывшие афинские ЗиУ-682ВIУГ.

***

Как Вы уже поняли, что белградский троллейбус висит на волоске от своей ликвидации. Благодаря неравнодушным горожанам троллейбус вообще, и в том числе в центре, удалось отстоять.

А боротся было за что. Не смотря на плохое состояние подвижного состава троллейбусная система работает очень хорошо. Троллейбусы ездят очень часто: трудно представаить, на маршрутах № 29 - интервал от 3 минут, на маршруте № 41 - от 4 минут, на всех остальных не превышает 9-10 минут. На цетральной улице Короля Милана троллейбусы в прямом смысле слова идут сплошным потоком.

маршрут № 29, троллейбус БКМ-32100С
маршрут № 29, троллейбус БКМ-32100С
ул. Васы Чарапича, маршрут № 41л, троллейбус БКМ-321
ул. Васы Чарапича, маршрут № 41л, троллейбус БКМ-321

Контактная сеть построена на современных спецчастях, из-за чего они ездят очень быстро, даже не подтормаживая на повортах и пересечках. Кроме того, сеть устроена таким образом, что ее не видно над улицах, во всяком случае не бросается в глаза.

Но, и тут есть бочка дегтя - троллейбусы ездят не регулярно. Во всяком случае, как и в ситуации с трамваями - при отправлении с конечной сзади стоящая машина, ждет уезда впереди стоящего троллейбуса, хотя у заднего время отправления раньше. Из-за этого троллейбусы двух разных маршрутов едут друг за другом парочкой. Если в ситуации с трамваями объехать впереди идущий проблемотично, то ситуация с троллейбусами поэтому странная - можно опустить штанги у впереди стоящего и объехать его; так же все троллейбусы оборудованы автономным ходом - но он в данной ситации не используется.

Так же не смотря на установленные в троллейбусах автоинформаторы, как правило они не работают: остановки не объявляются, бегущая строка выключена. При этом все машины оборудованы электронными маршрутоуказателями, которые работают.

За все время прибывания в Белград я не разу не видел заторвов из троллейбусов. Все организовано очень хорошо.

Белградскому троллейбусу можно поставить твердую "четыре". И хочется ему пожелать новых троллейбусов, лучше гармошек. Вместо ликвидацации - сохранения, в том числе и в центре, а так же активного развитя - стоительства новых линий в Новый Белград и возрождение троллейбуса в Земун.

маршрут № 29, троллейбус БКМ-32100С
маршрут № 29, троллейбус БКМ-32100С
маршрут № 29, троллейбус БКМ-32100С
маршрут № 29, троллейбус БКМ-32100С
маршрут № 29, троллейбус БКМ-32100С
маршрут № 29, троллейбус БКМ-32100С
маршрут №40л, троллейбус БКМ-32100С
маршрут №40л, троллейбус БКМ-32100С
маршрут № 28, троллейбус БКМ-32100С
маршрут № 28, троллейбус БКМ-32100С
маршрут № 28, троллейбус БКМ-32100С
маршрут № 28, троллейбус БКМ-32100С
маршрут № 28, троллейбус БКМ-32100С
маршрут № 28, троллейбус БКМ-32100С
маршрут № 29, троллейбус БКМ-32100С
маршрут № 29, троллейбус БКМ-32100С
маршрут № 28, троллейбус БКМ-32100С
маршрут № 28, троллейбус БКМ-32100С
маршрут № 41л, троллейбус БКМ-32100С
маршрут № 41л, троллейбус БКМ-32100С
маршрут № 29, троллейбус БКМ-32100С, рядом с пл. Республики
маршрут № 29, троллейбус БКМ-32100С, рядом с пл. Республики

Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Другие статьи о троллейбусных системах мира:

Троллейбусы Казани

Троллейбусы Зальцбурга

Троллейбусы Минска

Троллейбусы Владимира

Памяти Архангельского троллейбуса

Троллейбусы Санкт-Петербурга