«Эти компании преследуют общие цели, и для того, чтобы повышать цены, им даже не нужно сговариваться. Что они и делают.»
По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, осенью этого года стоимость бензина и дизтоплива на российских АЗС может резко подрасти. Подорожание произойдёт по причине запланированного изменения начисления демпферных выплат за топливо.
Подпишитесь на наш Телеграм-канал, чтобы быть в теме.
Механизм топливного демпфера ввели в 2019 году для того, чтобы избежать резких скачков стоимости топлива на отечественном внутреннем рынке. Работает он следующим образом: когда цена нефтепродуктов, которые продают за рубеж, дороже поставляемой на внутренний рынок, то государство компенсирует компаниям недополученную выгоду. А если же стоимость продукции на внутреннем рынке выросла, то тогда уже наоборот, компании платят в казну.
А поскольку осенью должен изменится порядок начисления демпфера, то, вероятно, произойдёт скачок цен на внутреннем рынке топлива России. Планировалось сделать это летом, но планы изменили и всё перенесли на осенний период.
Просто государство теперь будет меньше платить, и это станет причиной роста цен на внутреннем рынке. Поскольку производители не получат свою прибыль, то они её попросту «доберут» сами, объяснил Игорь Юшков.
Впрочем, в последнее время цены на топливо всё равно растут. Эксперт считает, что это происходит под влиянием прошлогодней высокой инфляции. В 2022 году она составила 12%. Между тем государство не стало индексировать цены на топливо на уровень инфляции в полной мере. Поэтому производителям приходится «добирать» свои инфляционные потери, разъяснил аналитик.
Ещё по теме: Почему бензин в России дороже заграничного
Несколько фактов
Однако, по словам министра энергетики России Николая Шульгинова, рост объёмов нефтепереработки увеличился с начала этого года на 4,6%. А в прошлом году, наоборот, наблюдался их спад на 3%.
По словам кандидата экономических наук Константина Селянина в разговоре с ForPost, из-за санкций экспорт сырой нефти попал под ограничения. Россия уже не может продавать чёрное золото в прежних объёмах, потому вынуждена увеличивать нефтепереработку, что сейчас и происходит. Тем более, что топливный демпфер этому только способствует.
К тому же, по сведениям Росстата, в апреле текущего года уровень индекса цен производителей нефтепродуктов упал на 22,3% в сравнении с таким же периодом прошлого года. Под индексом цен производителей понимается себестоимость минус некоторые расходы. К примеру, на транспортировку.
Казалось бы, увеличение объёмов производства, сокращение расходов и ограничение экспорта отечественных нефтепродуктов должны были бы повлиять на снижение цен на внутреннем рынке. Однако они растут! Это и есть главный парадокс российского топливного рынка.
Ещё по теме: В Севастополе заметно выросла цена на бензин
Основной парадокс
Всё дело в том, что на рост цен на горючее внутри самой России, при том, что по всем экономическим законам они должны бы становиться ниже, оказывают влияние несколько важных моментов.
Поскольку наша страна полностью обеспечивает себя собственным топливом, то только рост экономики позволит успешно продавать его на внутреннем рынке. Для этого должны развиваться отрасли, потребляющие нефтепродукты, и продаваться большое количество автомобилей. Говоря проще, для снижения конечной цены мало увеличить объёмы производства, пояснил аналитик Игорь Юшков.
По словам экономиста Константина Селянина, в 2000-х годах он руководил рабочей группой при Комитете Госдумы по энергетике, транспорту и связи. Эта группа создавала биржу нефтепродуктов в Санкт-Петербурге.
В тот период он был погружён в изучение вопроса ценообразования топлива в РФ и пришёл к выводу, что на высокую стоимость бензина и дизеля, реализуемых на внутреннем рынке, оказывают влияние два фактора: прежде всего, это налоги, которые составляют около 70% от конечной стоимости топлива, и олигополия, то есть власть немногих.
«На рынке представлено менее десятка компаний, которые контролируют более 80% добычи нефти и её переработки. Они же контролируют 80% продаж топлива. Так вот эти компании преследуют общие цели, и для того, чтобы повышать цены, им даже не нужно сговариваться. Что они и делают.», — отметил экономист Селянин.
Изменить ситуацию может только президент. Иногда он встречается с нефтепромышленниками, которые соглашаются заморозить цены на какое-то время. Но затем олигополия очень добросовестно восполняет всё недополученное. И до тех пор, пока такая система будет существовать, ничего не изменится, резюмировал эксперт.
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.
Если не трудно, жмите «палец вверх» и поделитесь с друзьями! Не забывайте оставлять свои комментарии!