В Малой Азии и на Среднем Востоке качественный текстиль производился в двух центрах: Армении и Иране. Во многих письменных источниках того времени упоминается, что армянские товары пользовались большим интересом и спросом на международном рынке с VIII по XVIII век благодаря плотному ткачеству и красоте тканей и ковров.
Этому способствовало развитие деревообработки, столярного и металлообработки на территории Армении.
В мотивах армянских ковров прослеживается три направления - церковь, животный мир и растения. Эти же мотивы видны на украшениях порталов, дверей, фасадов и оконных проёмов армянских церквей.
В композициях армянских ковров, на «медальонах» в их центре, можно увидеть планы купольно-крестообразных церквей - Эчмиадзинского собора, Св.Хрипсиме, церкви монастыря Таргманчатс, Звартноц и других. Это объясняется тем, что ковры были важной частью армянского церковного украшения. И изготавливались для того или иного собора.
На «светских» коврах часто можно видеть «птичьи» мотивы - крылья орла, спутника богов, петуха, возвещающего восход солнца, ворона, символа заката и зимородка, символа водной стихии.
Наиболее примечательны изображения ворона, мифическая фигура которого связана с загробным миром и с огнём, потому что чёрный цвет считается производным от огня, пожирающего его перья.
Ворон — мифическая птица, связанная с поклонением огню, его называли «посланником воли Небес». И его изображение на коврах и других предметах приобретало защитное значение.
Композиция армянского ковра, это своеобразная мифическая модель мира, в центре которой расположен медальон. Вокруг него орнамент, несущий и усиливающий идею центра в повторяющихся эпизодах ковра, которые часто тоже имеют свой центр.
Символические изображения земли, воды, огня, солнца, звезд, растений, животных, птиц и человека размещаются в разных частях коврового поля, выражая идею космоса.
Цветочные мотивы с лилиями, астрами, клевером и розами несут идею потерянного Эдемского сада или Рая. Обычно рядом с ними находятся символы воды, земли и животного мира.
В XIV-XVIII веках розетка, пальметка, лилия и цветок хлопка были одними из основных украшений армянского коврового искусства. В то же время одной из особенностей армянского коврового искусства является синтез растительных и животных украшений, то есть растений, стилизованных под животных и птиц.
В советское время довольно успешно в Армении восстанавливали традиции ковроткачества в «Ереванторге». В 1930-х годах началось производство ковров с мотивами армянских миниатюр, которым было присвоено название «армянская картина». В 1930-1935 годах благодаря председателю отдела и правления Айтнаркопа Омаяку Ерзнкяну, Ассоциация ковров Армении, созданная в 1934 году, возродила производство ковров с изображением знаменитых армянских картин.
Всё это я узнала на выставке армянских ковров в Музее истории Армении в Ереване.
К сожалению, у меня было не так много времени, чтобы подробно познакомиться с этим искусством. Хочется ещё раз здесь побывать, чтобы подробнее рассмотреть все рисунки.
А вы, друзья, знали об истории армянского ковра?