Найти тему

ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОПОЛЧЕНИЯ 1874 – 1912 г.г.

Государственное ополчение по Уставу о всеобщей воинской повинности 1874 года и то, с которым Россия вступила в Первую мировую войну, выражаясь словами Исаака Бабеля, «две большие разницы». Чем же они так отличались и почему?
Эволюция Государственного ополчения в эпоху всеобщей воинской повинности прошло за 40 лет несколько этапов своего развития.
Резерв Вооруженных Сил, Государственное ополчение, как постоянный институт был создан в 1874 году по Уставу о всеобщей воинской повинности, и состоял из всего мужского населения Империи, способного носить оружие и не числящегося в постоянных войсках. Первоначальный предельный возраст нахождения в ополчении был определен в 40 лет (ст. 36).
Ополченцы разделялись на два разряда, из которых
первый состоял из младших 4-х возрастов (от 21 до 25 лет включительно), т.е. лиц, зачисленных в ополчение при последних четырех призывах. Этот контингент предназначался как для формирования ополченских частей, так и для пополнения частей постоянных войск; второй разряд состоял из всех остальных возрастов и назначался только в состав ополченских частей (ст. 38).
В мирное время чины ополчения никаких служебных обязанностей не несли и не собирались в учебные сборы.
В военное время, в случае надобности, Государственное ополчение созывалось ВЫСОЧАЙШИМИ манифестами, но на пополнение постоянных войск первый разряд ратников мог быть созван и ВЫСОЧАЙШИМИ указами Правительствующему Сенату (ст. 39).
Части ополчения составляли: пешие дружины, конные сотни и морские команды, число коих должно было быть объявляемо в Манифесте о созыве ополчения, а состав дружин и сотен определялся заблаговременно изданным штатами.
Ополчение каждой губернии подчинялось начальнику губернского ополчения. На эту должность, а также на должность начальника дружины или сотни должны были избираться земскими собраниями лица, состоящие на действительной службе в офицерских чинах и окончившие обязательный срок состояния в запасе. На должности ротных командиров и младших офицеров избирались, кроме отставных офицеров, еще лица, обладающие известным образовательным цензом.
Расходы на ополчение были разделены пропорционально, между казной и земством: первая снабжала ополченцев оружием, боевыми припасами, сигнальными рожками и трубами, а вторые – обмундированием, снаряжением, обозом и прочими хозяйственными принадлежностями.

-2

По сути, такое ополчение являлось земской милицией – т.е. нерегулярным вооруженным формированием, созываемом при чрезвычайных ситуациях и используемым лишь для поддержания общественного порядка внутри страны (за отсутствием полевых и резервных войск).
Боевого значения ополчение, устроенное на таких основаниях, иметь не могло по следующим причинам:
1) значительная волокита со сбором ополчения;
2) отсутствие у личного состава малейшей военной подготовки;
3) отсутствие всякой самостоятельности в боевом отношении (ополчение состояло лишь из пехоты и дробных конных частей, используемых лишь в качестве вестовых, посыльных и конвойных);
4) слабость офицерских кадров, получаемых ополчением по выбору земских собраний и подчиненных особому губернскому начальнику
5) как местная сила, ополчение не было подготовлено тактически и не предназначалось для действий в составе крупных органических единиц, группируемых сообразно ходу военных действий;
6) дробление ответственности в плане материального обеспечения и сохранности имущества (заведывание оружием, шанцевым инструментом и амуницией, получаемых от Военного Ведомства, по заявлению местных властей представляло значительные трудности).
С этой целью, было признано необходимым придать ополчению такую организацию, которая сделала бы из него активную боевую силу, способную поддержать полевые и резервные войска и образовать глубокий общий резерв наших армий.
Исходя из этой мысли, в 1887 году Начальник Главного Штаба генерал Н.Н. Обручев представил Императору Александру III свои соображения на случай войны на европейском театре, в которых высказался за необходимость иметь кроме тогдашних 43 полевых пехотных дивизий, еще 40 дивизий резервных и 40 дивизий ополченских.

В результате, 14 июня 1888 года, «на свет» появился новый закон – Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «Об изменении сроков службы в войсках и в ополчении, и правил, относящихся до ратников первого разряда ополчения» .
Какие произошли основные изменения по сравнению с первоначальным вариантом Устава 1874 года?
1) Было решено зачислять при ежегодных призывах в ополчение в ополчение 1-го разряда из молодых людей, кто не вытащил жребий, лишь тех, которые окажутся абсолютно годными к военной службе;
2) Кроме того, в этот же 1-й же разряд ратников ополчения включать всех прошедших через ряды армии людей, окончивших срок службы в запасе (39 лет), до достижения ими 43-летнего возраста.
3) Установить для этой категории ратников периодические учебные сборы.
Под руководством того же Обручева была создана специальная комиссия, которая приступила к пересмотру законоположений о государственном ополчении и его организации.

-3

По мнению Начальника Главного Штаба, в условиях современной войны, государственному ополчению предстоит идти на усиление постоянных войск, а, дабы оно смогло выполнять самостоятельные тактические задачи, необходимо формировать из ратников не только дробные части, но и крупные тактические единицы, составленные из всех родов оружия (пехота, конница, артиллерия и саперы).
Комиссия пришла к выводу иметь в пехоте 640 пеших дружин 4-х ротного состава, а остальные специальные рода оружия в следующих соотношениях к главному, пехоте:
2) кавалерия – 1 к 8 (80 конных сотен);
3) артиллерия – 1 к 8 (80 батарей);
4) саперы – 1 к 32 (20 рот);
5) крепостной артиллерии – 1 к 16 (40 рот).
Результаты работы этой комиссии по преобразованию Государственного ополчения вошли в закон 15 Апреля 1891 года (гл. XVI Уст. о воин. повин. изд. 1897 г.). В журнале Государственного Совета от 10 Января 1891 года был отражен следующий взгляд на Государственное ополчение:
«… Государственное ополчение явится отныне вспомогательным регулярным войском, составленным из частей всех четырех родов оружия, имеющих сходную с армией организацию, и предназначенным к участию в военных действиям…».
По закону 1891 года существенно изменились и сами разряды ополчения. Так, в
первый разряд зачислялись:
а) лица вполне годные к военной службе и зачисленные в этот разряд при ежегодных призывах к отбыванию воинской повинности;
б) прошедшие службу в постоянных войсках (т.е. самые старшие возрасты – от 39 до 43 лет включительно).
Эти ратники эти предназначались как для пополнения, при мобилизации, постоянных войск, в случае истощения или недостатка запаса, так и на формирование ополченских частей.
Во
втором разряде состояли зачисленные в этот разряд при ежегодных призывах, а именно все льготные 1-го разряда по семейному положению и все способные носить оружие, но не попавшие в контингент новобранцев и в ратники 1-го разряда.
Учет велся ратникам 1-го разряда, прошедшим ряды войск, а из не проходивших службу – лишь четырем младшим возрастам; прочие возрастные классы ратников 1-го разряда, а также все ратники 2-го разряда никому учету не подлежали.

-4

Развёрстка ратников по губерниям производилась пропорционально численности мужского населения. Поначалу укомплектовывались пешие дружины; оставшееся затем число ратников в каждой губернии шло на формирование специальных и конных частей ополчения.
Призыв ратников 1-го разряда, не проходивших ряды войск, совершался по возрастам, начиная с младшего и притом целыми возрастами. Ратники, перечисленные из запаса, назначались на службу в ополчении в порядке сроков увольнения их из войск, начиная с последнего срока. Для устройства домашних дел ратникам давался срок 3 суток, считая со дня объявления на месте Высочайшего повеления о призыве, после чего они должны прибыть по назначению (сперва в свои уездные города, а затем в пункты формирования дружин) в поверстный срок, считая по 25 верст в сутки.

-5

Формирование ополченских частей возлагалось на гражданское ведомство; ближайший местный надзор за своевременным принятием мер для обеспечения полной успешности призыва, формирования и снабжения всем необходимым принадлежал губернаторам. Только окончательно сформированные части передавались в ведение военного ведомства.
В губерниях Привисленского края (так с конца 19 века именовалось Царство Польское) закон о Государственном ополчении применялся на несколько иных основаниях. В частности, призыв ратников ополчения 1-го разряда, зачисленных в оное при увольнении из постоянных войск, производился одновременно и на одинаковых основаниях с призывом нижних чинов запаса. Ближайший надзор за формированием ополченских частей и снабжения их всем необходимым возлагался на главных начальников военных округов. Ратники поступали в ведение Военного Министерства по прибытии на сборные пункты.

Как отмечалось в справке «О государственном ополчении», подготовленной Мобилизационным отделом 6-го февраля 1910 года за № 1520, при современных условиях ведения войны, полевые и резервные войска должны быть по возможности освобождены «от всех второстепенных назначений и сосредоточения их, в возможно скором времени, на театре военных действий, для борьбы с армиями противник» .
Кроме долгого сбора и необеспеченности частей ополчения всем необходимым, ГУГШ констатировал слабую подготовку «вообще всего контингента, поступающего на укомплектование частей ополчения», а также их сомнительную боевую пригодность, отметив, что они комплектуются «лишь слабо обученными и частью людьми слабо обученными и частью пожилыми (по возрасту от 39 до 43 лет), оказавшимися по опыту минувшей войны мало пригодными для боевой и походной жизни».
В итоге, по мнению Военного Министерства, на ополчение должны быть возложены задачи, не имеющие боевого значения, освободив «полевые и резервные войска для выполнения прямого их назначения – бороться с армиями противника».
Эти задачи были следующие:

«… 1) охрана: границ, железных дорог, телеграфных линий, как в районе военных действий, так и главнейших линий внутри Империи;
2) исполнение работ крепостных, по укреплению позиций, подготовке путей и пр.;
3) несение этапной службы и, наконец,
4) караульная и гарнизонная служба внутри Империи…» .

-6

Как следствие, ГУГШ делало вывод о том, что Государственное ополчение «по действующему закону не отвечает современным условиям мобилизации и вероятному характеру будущих войн».
«При недостатке или истощения запаса» одновременность призыва с запасными существует лишь в Привисленских губерниях. Новые задачи требовали призыва ратников «одновременно и на одинаковых основаниях с запасными нижними чинами».
Кроме вооружения и снаряжения земство «не обеспечивает своевременности и правильности формирования», в связи с чем предлагалось, чтобы «части Государственного ополчения будут формироваться заботами военного ведомства и за счет Государственного Казначейства» .
Равномерность призыва ратников по всей Империи – «мера крайне стеснительная»: в ГУГШ считали, «что по мобилизационным и стратегическим соображениям, в некоторых районах Империи может явиться надобность в более напряженном наряде ратников, а в других – в менее напряженном или даже совсем не потребуется их призвать».
Явно недостаточным выглядел контингент ратников 1-го разряда не проходивших ряды войск – всего лишь четыре младших возраста. Предлагалось иметь на учёте «не 4 младших возраста, а столько возрастов, сколько потребуется по мобилизационным соображениям».
И, наконец, существовавший закон давал возможность формировать «лишь определенные части ополчения (дружины, сотни, батареи, крепостные артиллерийские и саперные роты)», в то время как «по стратегическим соображениям для обслуживания тыла армии и для этапной и гарнизонной службы» могло потребоваться «формирование не только этих частей, но и отдельных команд различной числительности».
Для реорганизации Государственного ополчения, в 1908 году было образовано особое междуведомственное совещание из представителей Министерств: Военного, Морского, Внутренних Дел и Финансов.
В вопросе о сроках формирования Совещание высказалось, «что одновременный сбор при мобилизации нижних чинов запаса и ратников ополчения вообще затруднителен»:

«…ратники ополчения должны быть собираемы лишь после того, как сборные пункты будут очищены от нижних чинов запаса…».
Само объявление о призыве могло быть «одновременно с объявлением мобилизации и призывом нижних чинов запаса, но с тем, чтобы самая явка ратников началась не по истечении представленного им по закону 3-дневного срока на устройство домашних дел, а позднее согласно изложенному выше».


В любом случае срок явки ратников должен быть отсрочен, т.к. «части ополчения не могут быть вывезены из мест формирования в пункты назначения до окончания перевозки войск в район сосредоточения».
В пограничных же районах ситуация складывалась совсем иной. Здесь «означенные части найдут применение в местах их формирования для различного рода тыловой службы, как-то: охрана границ, дорог, телеграфа, производство различного рода работ и проч.» Поэтому ополчение здесь будет необходимо с первых же дней мобилизации, дабы «освободить войска от назначений второстепенных и дать им возможность принять в полном составе участие в боевых действиях».
Как результат, требовалось сократить действовавший в приграничных районах действовавший по закону «срок на устройство домашних дел с 3 суток до 24 часов».
Совещание высказалось также за сокращение общего срока сбора ополчения – с 28-ми дней до 15-ти, «при условии, что обмундирование для ратников может быть отпущено в готовом виде от Военного Министерства». Исходя из этого, в руки военных из земств, средства которых «весьма скудны», должна быть передана «вся работа по формированию ополчений»:

«…Насколько ненадежным источником для покрытия экстренных расходов являются земские капиталы, можно судить из того, что, по заявлению Министерства Внутренних Дел, крупнейший из них – страховой, нередко оказывается недостаточным для удовлетворения прямого его назначения. В виду сего представляется несомненным, что почти все земства будут не в состоянии выполнить возлагаемые на них действующим законом расходы по формированию ополчения…» .


По мнению военных, своевременные и бесперебойные поставки должен обеспечить только бюджет в виде Государственного Казначейства.
Все вышеуказанные общие основания по «реорганизации Государственного ополчения на новых началах», выработанные Совещанием, легли в основу нового закона «О преобразовании Государственного ополчения», Высочайше утверждённого и одобренного Государственным Советом и Государственной Думой 1-го марта 1911 года .