Найти тему

Как научить ребёнка учиться

Источник pixaboy.com
Источник pixaboy.com

Профиль ученика в современной школе кроме грамотностей включает мягкие (ещё называют гибкими или метапредметными навыками), личностные качества и эмоциональный интеллект. Весь набор того, что важно развить к моменту выпуска из школы отлично изображён на схеме, которую повешу в комментарии (иначе Дзен заблокирует за дублирование, эту схему вешала уже однажды в статье, в Дене это запрещено).

Сегодня поговорим об одном навыке из этой схеме — Умение учиться. В хороших школах этот навык развивается прицельно на специальных уроках, а также каждым предметником на своём уроке. Если ваша школа это не даёт, вы можете сделать это сами. Ниже расскажу, что вам самим необходимо освоить, чтобы дать это детям. Кстати, если вы учитель, и работаете в школе, в которой специально навык Умение учиться не встроен в программу, вам тоже хорошо бы взять это на себя. Умение учиться сильно облегчит освоение вашего предмета.

Я для себя выделяю 2 ключевых области знаний и навыков, которые составляют Умение учиться:

1. Знание о том, как мы учимся, точнее, как мозг учится

2. Применение этого знания в своей жизни, постоянное отслеживание в себе того, как я учусь, использую ли я знания о том, как учится мозг, в моём обучении.

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Итак, что именно нужно рассказать детям о том, как мы учимся. Это четыре блока информации

Как устроен мозг

Рассказываем в соответствии с возрастом. Если в средних классах мы уже детям можем рассказывать о лимбической системе и неокортексе и так далее (классно, если в школе умеют это сделать интересно, а если нет, то сами мы, родители, вооружаемся классными научпоп книгами, роликами и рассказываем ребёнку), то в младших классах достаточно просто рассказать о нейропластичности — способности нейронных сетей в мозге изменяться путём роста и реорганизации.

Мы рассказываем детям о том, что наш мозг способен расти, становиться сильнее, образовывать новые нейронные связи. Простейшие картинки с нейронами доступны для понимания самым маленьким детям. Нужно рассказывать про то, как каждый раз, когда мы получаем новое знание, формируются новые нейронные связи, мы, словно, протаптываем новые тропинки. Обязательно говорить о том, что каждая ошибка, если она нами проанализирована, добавляет нам нейронных связей. Думаю, те, кто со мной давно, уже догадались — мы в том числе рассказываем про мышление роста. Напомню, я уже здесь давала ссылку на свой сценарий урока про мышление роста. Уважаемые родители, вы из него тоже можете взять кучу идей. А если у вас совсем малыши? Даже им можно говорить про мозг. Когда я осваиваю со своей 5-летней дочкой новый навык, я проговариваю: «Твой мозг становится сильнее, чувствуешь, как нейроны там образуют связи?» Можно тут же в это поиграть.

Я обычно и учителям рекомендую на доске рисовать мозг. Сначала нарисовать ему хиленькие ручки, а потом на каждом уроке подрисовывать мускулатуру))). И проговаривать: «Сегодня мы узнали вот это, смотрите, наш мозг стал сильнее». Дома можно то же самое рисовать и прикреплять на холодильник с помощью магнитов.

Источник pixaboy.com
Источник pixaboy.com

Про стратегии обучения

У мозга есть два состояния: сфокусированный и расфокуссированный (диффузный). Сфокусированный — это как прожектор, который светит на конкретную точку, но не видит остальных. Расфокусированный светит широко на все точки, но не слишком ярко на каждую точку. Учёные доказали, что для эффективного обучения и поиска новых решений нужно уметь передвигаться из одного состояния в другое. Например, Сальвадор Дали сидел в кресле с шариком в руке. Он дремал, в этом состоянии видел разные картинки и образы. Как только засыпал, шарик выпадал из рук и будил его. В этот момент он вставал, возвращался в фокусированный мозг и тут же наносил на холст увиденные образы. Точно также работал Томас Эдисон. Ну и легенда про «увиденное во сне упавшее яблоко» — не такая уж легенда. Созданная в дремоте таблица химических элементов туда же.

Прокрастинация — проблема всех нас. Учёные установили, что, когда нам надо заняться чем-то, чем мы не хотим, что нам не нравится, происходит следующее. В мозге активизируются те же зоны, что при физической боли, однако стоит всё-таки начать это делать, активность в этих частях прекращается, боль уходит. Также учёные установили, что если мы всё-таки не делаем то, что не нравится, отвлекаемся на что-то, активизируются зоны удовольствия, но ненадолго. То есть мы реально чувствуем боль, когда надо делать что-то неприятное, и недолгое счастье, когда есть возможность этого избежать. При прокрастинации рекомендуется использовать vетод Помидора (раньше делали такие таймеры в форме помидоров) — засекать таймер на 25 минут и не отвлекаться. Любой может фокусироваться 25 минут на чём угодно. Воспринимайте это, как поход в спортзал на 25 минут.

Источник pexels.com
Источник pexels.com

Если у вашего ребёнка (или у вас) проблема с прокрастинацией, то есть хорошая новость. Сидеть и учиться до упора не нужно, более того, это вредно. Нужно балансировать между сфокусированным мозгом и расфокусированным. Поучился 25 минут, расслабился, пошёл мечтать. Именно так образуются прочные нейронные связи. Представьте, что строите кирпичную стену. Сложили кирпичи — цемент — кирпичи — цемент, а потом оставили засыхать. Также вашему мозгу нужно время. Если вы будете бесконечно складывать кирпичи и не давать засохнуть, всё развалится. Расскажите об этом ребёнку. Так станет понятнее, почему лучше учиться каждый день по чуть-чуть даже по самому нелюбимому предмету, по 25 минут с таймером, а потом расслабляться, мечтать. Так лучше, чем перед экзаменом всё выучить за один день, знания просто не задержатся.

Расскажите ребёнку, что у него есть долговременная память и рабочая память. Когда мы изучаем что-то новое, мы используем рабочую память. Но чтобы поместить информацию в долговременную память, важно её повторять. Исследования показали, что если вы повторите материал 20 раз за вечер, он не останется в долговременной памяти настолько уверенно, как если эти 20 раз вы распределите во времени, например, в течение недели. Научите ребёнка планировать повторение материала, например, иностранных слов или таблицы умножения. По чуть-чуть, но регулярно.

Источник pixaboy.com
Источник pixaboy.com

Про факторы, которые влияют на эффективность обучения

Объясните ребёнку важность сна. Учёные выяснили, что в бодрствующем состоянии в мозге образуются метаболические токсины, которые мешают мыслить ясно. Мозг избавляется от них во время сна. Сон не потеря времени, это необходимое ТО для сна. Кроме того, во время сна мозг концентрируется на тех кусках информации, которые для него были неясны на 100%, он процессирует сложный материал, погружается глубже. Если вы попробуете поучиться чему-то непосредственно перед сном, то вы повысите шансы того, что мозг на этом сфокусируется. Более того, многочисленные исследования показали, что, если намеренно дать мозгу команду «Думать!» о том, что вы только что изучили или о задаче, которую надо решить, он будет это делать, возможно, даже покажет вам об этом сон.

Для чёткой, ясной, бесперебойной работы мозга, ему нужен кислород. А это — движение и прогулки. Если вам удастся влюбить ребёнка (или весь класс) в концепцию того, что мозг можно хакнуть, что это наш крутейший инструмент, который можно бесконечно прокачивать, то им понравится мысль о том, что физическая активность — один из способов хакнуть мозг. Тут речь уже даже не о мышечной массе, не о каких-то невероятных достижениях, а просто о том, что в мозг должно поступать достаточно кислорода, и что у мозга должна быть крутая физическая опора в виде крепкого туловища, здорового сердца. Конечно, можно и без движения быть крутым интеллектуалом, как Хокинг, но не так уж долго, всего-то 76 лет. Кстати, дорогие учителя, вот вам и объяснение, почему на уроке мы используем технологию Кооперативного обучения. Многие приёмы ведь включают движение, перемещение по классу. Будет классно, если вы детям объясните, что так мы убиваем сразу несколько зайцев: выполняем задание и физминутку со смыслом.

Кстати, есть в образовании и мифы, связанные с факторами, влияющими на эффективность обучения. Например, главным мифом в образовании уже какое-то время считается то, что эффективность обучения зависит от того, применяют ли к вам ваш стиль обучения. Имеется в виду, если вы — визуал, вам дают в основном визуальные образы, если аудиал — то материалы на слух. Это никак научно не подтвердилось. Вот классная документалка об этом. Ищите информацию о разоблачении подобных мифов вместе с ребёнком.

Источник pexels.com
Источник pexels.com

Научить рефлексии

Сейчас часто можно услышать такое: «О, эти новомодные словечки. Только ленивый не говорит про рефлексию, и как мы раньше без неё уроки вели?», произносится обычно пренебрежительно. Но дело в том, что это словечко не новомодное. О необходимости рефлексии говорили Л. С. Выготский, И. М. Сеченов, Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн. Все они писали, что рефлексия — это один из принципов организации и развития психики человека и прежде всего, его высшей формы — самосознания. Просто за последние десятилетия, когда мы научились изучать мозг, мы подтвердили, что все эти учёные были правы. Рефлексия — необходимый элемент обучения.

Расскажите ребёнку, что рефлексия отличает нас от животных. Медведя можно научить кататься на велосипеде, но невозможно научить его об этом думать. Мне на фридайвинге постоянно показывают видео того, как я проплыла, как держала руки, плавно ли шли ноги. Увидев это, я тут же понимаю, что мне надо менять. Так обучают многих спортсменов. Медведь не сможет этого сделать.

Задача взрослого показать, как рефлексировать. А это делается через правильные вопросы. Как научиться задавать правильные вопросы? Тут нужна насмотренность. Очень-очень много читать тех, кто уже умеет делать. Всех, от Гипенрейтер до нашего современника Никиты Карпова. И помнить принцип — вопрос зависит от педагогической задачи.

Источник pixaboy.com
Источник pixaboy.com

Если моя задача — развить самостоятельность и умение проводить причинно-следственные связи, я не буду спрашивать: «Ну как так-то? Как так получилось, что ты всё разлил / профукал / провалил?» Нет смысла в этом закрытом вопросе, в котором уже сразу содержится моя оценка «плохости» ребёнка. Лучше грамотно провести ребёнка по анализу причин:

«А почему так получилось?»

«Потому что...»

«А это почему получилось?»

«Потому что...»

«А это, в свою очередь, почему?»

«А что бы ты сейчас сделал иначе?»

Точно так же рефлексия работает на уроке. Если я дала задание, в ходе которого дети работали на три задачи:

— опросить друг друга по теме безударных гласных

— поработать при этом в командах по четыре человека, помочь друг другу

— научиться на собственных ошибках,

то вот ровно эти три задачи и станут основой для моих рефлексивных вопросов ученикам:

«Сколько карточек вы успели сделать?»

«Сколько ошибок допустили?»

«Петя, назови, пожалуйста, свои ошибки. Как ты сказал сначала, и как должно быть правильно?»

«Был ли у кого-то из вас в команде кто-то, кто не знал или затруднялся? Маша? Хорошо, Маша, помогли ли тебе одноклассники? А как вы помогали?»

«Как думаете, над чем нам в следующий раз надо будет поработать? Что у нас пока провисает? А что, наоборот, получилось?»

Ну и главное, сами демонстрируйте детям, как вы рефлексируете. Я несколько лет назад взяла себе за правило: не отрефлексировала — значит, не научилась. После любого образовательного опыта я задаю себе рефлексивный вопрос: «Какую идею я вынесла?» или «Раньше я думала..., теперь я думаю» или «Я и раньше знала..., сегодня я узнала..., а ещё я хочу об этом узнать...». Я делаю это после не только после обучения, образовательный опыт — это и книга, и кино, и спектакль, и поездка, и встреча с новым человеком. Возьмите себе рефлексию в ежедневную рутину и научите этому детей.

Ну и, конечно, важно уметь не сухо всё это рассказывать детям, а интересно, с долей прагматизма, которым отличаются современные дети. То есть быть готовым ответить, зачем всё это ему. Мои дети хорошо воспринимают всю эту информацию под соусом «Как хакнуть мозг». 5-летней дочке это просто интересно, потому что пока всё познавательное интересно, ей буквально любопытно знать, что у неё там внутри и как она этим может управлять, или они ею. А сын-подросток сейчас увлечён темой «Стать лучшей версией себя». Пример наших с ним бесед приводила в статье здесь и здесь.

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.