Египетский танец часто связывают с кружащимися дервишами, боем на палках и танцем живота. Не так часто можно услышать о знаменитых артистах балета. Однако в 1950-х и 60-х годах балетная индустрия пережила свой первый бум в связи с ростом советского влияния и масштабной культурной революцией, которая происходила в то время.
В разгар всего этого Египет стал свидетелем рождения и роста своей первой в истории прима-балерины Магды Салех.
История балерины была в центре всех драматических изменений, произошедших в Египте, начиная с падения британского влияния, революции 1952 года и, наконец, Октябрьской войны 1973 года, все из которых оказали огромное влияние на ее балетную карьеру.
“Было очень трудно осуществить эту мечту, и я благодарна своим родителям за поддержку на всем пути, ” говорит Салех Egyptian Streets. “Помимо танцев, я изучала английскую литературу в Университете Айн-Шамс, так что это потребовало много тяжелой работы и решимости, но мне очень повезло, что мои родители поощряли меня”.
Салех, родилась в семье отца-шотландца и матери-египтянки, впервые обучалась балету у британских инструкторов в монархический период Египта. Однако после событий революции 1952 года и перехода Египта от монархии к республике ее балетная карьера пошла по совершенно новому пути.
Новый министр культуры Тарват Окаша в 1959 году создал Академию искусств с Высшим институтом балета, который, по его замыслу, должен был стать «краеугольным камнем» нового министерства по обучению и подготовке артистов и профессионалов.
В 1963 году пяти студентам института были предложены стипендии для обучения в балетной труппе Большого театра, в России, а когда они вернулись, Каирская балетная труппа поставила свой первый балет "Бахчисарайский фонтан" Бориса Асафьева.
Первый опыт для балетной труппы был поразительным – “стремительный взлет”, как говорит Салех, вплоть до того, что впервые в истории Египта президент Гамаль Абдель Насер наградил танцоров орденом "За заслуги".
“Все танцовщицы были египтянками, и единственными профессионалами были только я и другие мои коллеги, ” говорила она.
По мере продолжения выступлений Салех достигла пика своего успеха и стала первой прима-балериной Египта. Беспрецедентное событие произошло, когда Советское министерство культуры пригласило ее в турне по Советскому Союзу со своим партнером Абделем Монеймом Камелем, где она выступала в качестве приглашенной артистки с труппами Большого театра в Москве и Кировского балета в Ленинграде.
И все же Египет снова начал сталкиваться с новыми вызовами и менять пути. Русские паковали чемоданы, чтобы вернуться домой, поскольку президент Садат решил выслать советских советников в 1970-х годах и разорвать связи с Советским Союзом.
Годом ранее сгорел Королевский оперный театр в Каире, что оставило мало надежды на возрождение танцевальной индустрии.
Поскольку многие из ее коллег по танцам отправились продолжать свою танцевальную карьеру в Россию и Европу, Салех уехала в Соединенные Штаты, чтобы получить степень магистра современного танца в Калифорнийском университете и докторскую степень в Нью-Йоркском университете.
В 1983 году она вернулась в Каир в качестве декана Высшего института балета, а затем в качестве нового директора-основателя Нового Каирского оперного театра, который был успешно вновь открыт в 1988 году.
Когда она переехала в Нью-Йорк в 1992 году, она продолжала покровительствовать начинающим египетским артистам, особенно организуя для них мероприятия.
За ее вклад в искусство Салех была удостоена чести Нью-Йоркского театра в 2018 году во время их сериала “Из первых уст”.
После смерти ее мужа в 2022 году она вернулась к семье в Египте.
Салех была пионером в искусстве Египта, и ее уход знаменует потерю легендарной культурной иконы. Ее любовь ко многим, ее влияние почувствует как египетское, так и международное танцевальное сообщество.
Магда Салех, первая прима-балерина Египта, скончалась рано утром в воскресенье, 11 июня 2023 года, в Каире.