Найти тему
История транспорта

Как получилось, что в России не осталось ни одного паровоза серии ИС?

Ответа на вопрос, вынесенный в заголовок, я не знаю. Но, тем не менее, он весьма интересен.

В начале и в середине девяностых годов в разных концах железнодорожных предприятий Российской Федерации находилось около двух десятков целехоньких паровозов типа ИС (ФДп). Какие-то из них были в запасе, какие-то служили котельными. Например, на Московской железной дороге одним из крупнейших депо, в свое время эксплуатировавших паровозы ИС, было локомотивное депо Курск. Несколько этих локомотивов находились на хранении ТЧ-29 вплоть до середины девяностых годов. Я сам неоднократно наблюдал в 1993 – 1994 гг. на территории депо Курск одни из самых старых «Исов»: 20-12, 20-44 и 20-55. На самом деле их там было больше трех, мне удалось разглядеть только эти.

Кроме того, энтузиасты наблюдали в 1995 году паровоз ИС20-13 на территории локомотивного депо Карасук Западно-Сибирской железной дороги. ИС20-17 в начале 90-х годов наблюдался в ТЧ Юдино Горьковской железной дороги. Тогда же ИС20-492 был «живым» на станции Гатчина Октябрьской ЖД. Примерно в это же время на станции Кореновск Северо-Кавказской ЖД порезали ИС20-366, от которого оставили один тендер.

И это было задолго до начала металлоломного безумия, появившегося в 1997 году, когда редкую железнодорожную технику в массовом порядке отправляли на переплавку на металлургические предприятия.

Но прошло примерно пять лет, и ни одного паровоза данного типа в России не осталось. Боле того, из 650 выпущенных промышленностью «Исов», во всем мире сохранился только один: ФДп20-578 – памятник у локомотивного депо Киев-Пассажирский.

(ИС) ФДп20-578, Киев, 2005 г. Автор фото: Dezidor, источник Википедия.
(ИС) ФДп20-578, Киев, 2005 г. Автор фото: Dezidor, источник Википедия.

Спасибо за внимание.