300-летие дома Романовых, которое отмечали в 1913 году праздновали несколько месяцев.
Почему несколько месяцев, а не одна конкретная дата? Потому, что юного Михаила Федоровича Романова избрали царем 21 февраля 1613 года, а венчали на царство 11 июля.
Всего Романовы дали России 5 царей – Михаил Федорович, его сын Алексей Михайлович, и три его сына – Федор, Иван и Пётр.
Пётр в 1721 году принял императорский титул и стал первым Императором Всероссийским. Перечислю всех Императоров и Императриц:
- Петр I,
- Екатерина I,
- Петр II,
- Анна I Иоанновна,
- Иван VI,
- Елизавета Петровна,
- Петр III,
- Екатерина II,
- Павел I,
- Александр I,
- Николай I,
- Александр II,
- Александр III,
- Николай II.
Как отмечали 300-летний юбилей дома Романовых?
Первый день торжеств был 21 февраля 1913 года.
Его объявили нерабочим по всей России. В 8 утра в Петропавловской крепости раздался 21 пушечный выстрел, дав сигнал начала праздника.
В 9 утра в Казанском соборе начался благодарственный молебен с участием царской семьи и 4 тысяч приглашенных.
За императорским конвоем следовал открытый экипаж, в котором находились император Николай II и цесаревич Алексей, за ними — запряжённая четвёркой лошадей парадная карета вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны и императрицы Александры Фёдоровны, а за ней — карета с великими княжнами, замыкал «высочайший поезд» конвой.
Одновременно за императора молились мусульмане, буддисты и евреи, тем самым подчеркивая единство всех народов Империи.
Затем Николай II принимал поздравления министров и генералов.
Вечером в Городской думе был праздничный концерт, а на улицах Петербурга праздновал народ. Тогда гулянья устроили на окраинах в парках.
На следующий день 22 февраля утром Николай II принимал представителей дворянства и городов с поздравлениями, вечером – зарубежных дипломатов (был среди них и германский посол).
Вечером того же дня в Мариинском театре шла опера "Жизнь за царя", где выступила Матильда Кшесинская и пел Федор Шаляпин.
23 февраля императора поздравляли сельские волостные старшины.
А вечером императорская семья отправилась на бал Дворянского собрания. Николай II даже танцевал полонез, только вот партнершей была не супруга (ей нездоровилось в тот вечер), а жена санкт-петербургского уездного предводителя дворянства Сомова.
24 февраля Николай II посетил Народный дом, а вечером в четырех залах Зимнего дворца состоялся парадный обед. Меню было древнерусское, обслуживающие официанты были одеты в русские кафтаны!
Недовольство народа вызвало в те дни только то, что Петербург буквально наводнили полицейские, но это не испортило праздник – на улицах Петербурга везде раздавалось "Ура!", настроение у всех было праздничное.
А в мае Императорская семья направилась в Ипатьевский монастырь под Костромой
Путешествовали они по Волге. Сначала по железной дороге доехали до Владимира, на вокзале пересели в автомобиль и отправились в Успенский собор, где приложились к чудотворной иконе Богоматери.
Императрица Александра Федоровна в те дни была слишком измучена, и поэтому Николая II в Костроме часто сопровождала его сестра великая княгиня Ольга. Она вспоминала:
Это было гораздо лучше, чем находиться в бальных залах Петербурга. Повсюду, где бы мы ни появлялись, мы видели проявления преданности, доходившие до экстаза.
Когда наш пароход плыл по Волге, мы видели толпы крестьян, стоявших по пояс в воде, чтобы взглянуть на Ники.
Я наблюдала в некоторых городах, как ремесленники и мастеровые падали на колени, чтобы поцеловать его тень, когда мы проходили мимо них. Раздавались оглушительные приветственные возгласы.
При виде этих восторженных толп кто бы мог подумать, что не пройдет и четырех лет, как само имя Ники будет смешано с грязью и станет предметом ненависти!
В Кострому на празднование, кроме семьи Николая II, прибыло еще 30 члeнов Императорского семейства. 24 из них пережили Революцию, 4 издали в эмиграции свои мемуары - великие князья Кирилл Владимирович, Гавриил Константинович, Александр Михайлович, великая княгиня Ольга Александровна).
Оставили воспоминания и кузины Николая Второго – великая княгини Мария Павловна младшая – она принимала участие в празднованиях юбилея в Москве, и воспоминания супруга племянницы царя Феликса Юсупова.
Из воспоминаний великой княгини Ольги, сестры Николая II:
Было столько блеска, столько роскоши, но все мне казалось ненастоящим и вымученным. Алики совсем выбилась из сил и едва не упала в обморок на балу.
Наблюдая все эти праздничные иллюминации, присутствуя на одном бале за другим, я испытывала странное чувство, что, хотя мы веселились так же, как делали это столетиями, возникают какие-то новые, ужасные условия жизни.
И это происходит благодаря силам, которые нам не подвластны.
Надо отметить, что и эта поездка усиленно сопровождалась полицией. Перед царским поездом пустили еще два таких же (ради безопасности), и в городе также было много полиции.
Далее Николай II с дочерями поехал в Суздаль, а императрица с цесаревичем в древнее село Боголюбово и храм Покрова на Нерли.
Как отмечал в своем дневнике император:
По дороге в оба конца народ выходил из сел и деревень с иконами.
В Суздале император отдал почести князю Дмитрию Пожарскому (тому, кто возвел на престол одного из Романовых).
Затем императорская семья отправилась в Нижний Новгород. Официальные мероприятия сопровождались праздничными обедами.
Поздно вечером Николай II с семьей сели на пароход "Межень" и отправились в Кострому.
В Ипатьевский монастырь они прибыли 19 мая, где их встретил крестный ход с Федоровской иконой Божией Матери (именно этой иконой инокиня Марфа когда-то благословила на царство своего сына Михаила Романова).
На следующий день императорская семья заложила камень в основание памятника 300-летию Романовых.
История внесла свою лепту в это событие – памятник Романовым так и не открыли, а вот постамент через некоторое время использовали для памятника Владимиру Ильичу Ленину.
К 1916 г. был возведен постамент, отлиты и доставлены в Кострому 20 из 28 предполагавшихся бронзовых фигур памятника Романовым. Было установлено две фигуры, другие остались еще в ящиках.
После Революции работы, естественно, были остановлены. Весной 1918 г. Костромской губисполком создал комиссию «по переустройству памятника 300-летия дома Романовых в памятник Свободы», но никаких изменений не произошло. Одна часть доставленных в Кострому статуй так и находилась в ящиках возле постамента, другая – в парке бывшего губернаторского дома.
В 1924 году она из костромских газет писала:
С давних пор около собора и в саду Физиоинститута валяются отлитые из меди статуи для строившегося царского памятника. Вот уже более шести лет они тут валяются.
Наверное, граждане уже насмотрелись на царей вполне достаточно, и пора кому следует убрать их.
Да и место пригодится на полезное дело.
Далее путь императорской семьи лежал в Ярославль, где они посетили старейшие соборы города.
Вечером, сев на поезд они отправились в Ростов, а 23 мая на автомобили поехали в Переславль-Залесский, где Николай II почтил память Петра I.
Далее была Троице-Сергеева лавра и Москва. Но об этом в следующей статье.