Аутизм - это расстройство, которое до конца не изучено. Люди, страдающие аутизмом, имеют различные особенности. У некоторых из них проявляются необычные способности и удивительная память, в то время как другие испытывают серьезные трудности в общении и обучении.
Мы попросили наших читателей задавать вопросы нашим специалистам о аутизме, которые их интересуют.
Когда медицинская наука впервые выделила аутизм как отдельное состояние? Он является заболеванием?
Многие считают аутизм - не заболеванием, а состоянием или расстройством развития, обусловленное биологическими факторами. Человек рождается с этим нарушением развития и живет с ним до старости.
Аутизмом невозможно "заразить" или его вылечить. В настоящее время можно облегчить жизнь человека с аутизмом, но полное излечение недоступно.
Первое описание этого состояния было представлено американским психиатром Лео Каннером в 1943 году. Примерно в то же время австрийский психиатр Ганс Аспергер пришел к похожим выводам.
Из-за языкового и географического барьера их публикации долгое время рассматривались как два разных вида аутизма: "Каннеровский аутизм" и "синдром Аспергера".
На самом деле, как показывают исследования, существует много "аутизмов", а люди с этим расстройством очень разные. Есть люди с аутизмом и выдающимися способностями, а есть люди - с выраженными трудностями в обучении - и все это аутизм.
Поэтому ученые говорят о целой группе нарушений, а все похожие состояния называют "расстройствами аутистического спектра". (далее - "аутизм")
Поэтому ученые относят ряд схожих состояний к группе "расстройств аутистического спектра" или просто "аутизму".
Когда можно поставить диагноз? Как определить, есть ли у ребенка это расстройство?
Аутизм не подтверждается специальным анализом, его диагностика основывается на наблюдениях за поведением ребенка.
Согласно Международной классификации болезней (МКБ-11), аутизм не является болезнью, требующей лечения или возможности полного излечения. Это развитием обусловленное нарушение, которое можно корректировать с помощью развивающих и обучающих программ.
Для определения наличия аутизма в конкретном случае следует обратить внимание на комплекс симптомов, известный как "триада аутизма".
Основные поведенческие проблемы, связанные с аутизмом, включают:
- Нарушения коммуникации.
- Нарушения социального взаимодействия.
- Ограниченные, повторяющиеся модели поведения, интересы и занятия.
То есть, у людей с аутизмом могут возникать проблемы в области социальных и эмоциональных навыков. Они могут испытывать трудности в установлении диалога, часто повторять определенные последовательности действий, не любить изменения в режиме дня, иметь трудности с мимикой не умеют притворяться и предпочитать играть в одиночку.
Ребенок с аутизмом может не использовать указательный жест, чтобы выразить свой интерес к чему-либо, а вместо этого повторять услышанные слова и фразы.
Важно помнить, однако, что аутизм - это сложный диагноз, и его нельзя ставить исходя только из одного параметра, такого как взгляд в глаза или наличие речи.
Диагноз ставится только в случаях, когда проявления симптомов влияют на жизнь человека, независимо от возраста, и мешают ему в общении, обучении и развитии навыков.
Исследования показывают, что диагноз аутизма можно достаточно надежно поставить уже в возрасте полутора лет. Чем раньше диагностируется аутизм, тем больше шансов, что человек сможет успешно адаптироваться к своему состоянию в будущем.
Как следует называть людей с аутизмом и почему это важно?
Когда мы обращаемся к людям с аутизмом, важно использовать корректную терминологию и говорить о "человеке с аутизмом", а не обозначать его как "аутиста". Мы придерживаемся принципа "сначала человек" (people first).
Корректная терминология имеет огромное значение для уважительного общения с людьми. То, как мы говорим о людях, определяет наше отношение к ним.
Важно видеть каждого человека со всеми его уникальными особенностями и потребностями, а только после этого обращать внимание на его диагноз.
Это помогает нам помнить, что люди с нарушениями развития имеют равные права на жизнь в семье, образование, игры и занятия, так же как и все остальные люди.
Миф о гениальности
Существует распространенный миф о том, что все люди с аутизмом обладают гениальностью. Однако это далеко не так.
Важно понимать, что люди с аутизмом очень разнообразны. Некоторые из них демонстрируют выдающиеся способности, в то время как другие сталкиваются с трудностями в обучении.
Они все относятся к спектру аутизма. Поэтому неправильно считать, что все люди с аутизмом являются гениями, хотя некоторые из них действительно обладают определенными выдающимися способностями.
Также ошибочно считать, что все люди с аутизмом имеют когнитивные нарушения.
Аутизм: новый взгляд на мир?
Люди с аутизмом обрабатывают информацию несколько иначе, поэтому их восприятие мира отличается.
Некоторым из них это позволяет выразить себя в искусстве и достигать успехов в других областях.
Однако аутизм может также затруднять понимание социальных ситуаций, намерений и чувств других людей. Это влияет на повседневное общение и поведение человека с аутизмом.
Как видит мир человек с аутизмом?
Некоторые взрослые с аутизмом описывают особенности своего видения мира: они могут более чувствительно воспринимать звуки и запахи.
Другие обращают внимание на детали, которые для других людей могут не иметь особого значения.
Им может быть трудно находиться в местах с большим скоплением людей, таких как вокзалы, торговые центры или стадионы. Однако многие из них разрабатывают стратегии, чтобы справляться с такими ситуациями.
Как различить ребенка с аутизмом и ребенка, который отстает в развитии из-за недостатка заботы?
Прежде всего, следует помнить, что аутизм не является результатом недостатка заботы со стороны родителей или других опекунов. Это расстройство имеет биологический характер, а большинство детей с аутизмом развивает надежную привязанность к родителям.
Трудности у детей с аутизмом касаются того, как человек учится, общается, как мозг ребенка обрабатывает информацию. Они чаще всего заметны через 12 -18 месяцев после рождения.
Правда, с первого взгляда отличить ребенка с расстройствами аутистического спектра от ребенка, который живет в состоянии серьезной депривации (например, в доме ребенка или семье социального риска) порой нелегко.
Некоторые маленькие дети, не получившие должной заботы, не инициируют контакт с людьми, не смотрят в сторону взрослого (как будто разочаровались в отношениях), отстают в развитии речи, привыкли успокаивать себя сами (раскачиваются, сосут пальцы и т.д.), не проявляют любопытства.
Специалисты называют подобные состояния нарушениями привязанности, однако сейчас понятно, что основная причина - не недостаток игрушек, а отсутствие близкого человека и частая смена ухаживающих за маленьким ребенком взрослых.
Существует ли лекарство от аутизма?
На данный момент не существует волшебной таблетки, способной вылечить аутизм. В мире не разработано ни одного лекарства, которое могло бы полностью излечить это расстройство.
Однако существуют препараты, которые помогают справиться с некоторыми сопутствующими состояниями, такими как регулирование настроения, управление гиперактивностью, борьба с депрессией и дефицитом внимания.
Также существуют программы поддержки, направленные на нормализацию жизни человека и его включение в общество. Не существует универсальной программы поддержки, так как важно учитывать индивидуальные особенности и реакции каждого ребенка.
Исследования показывают, что ранние программы помощи, в которых участвует вся семья, достигают хороших результатов.
Например, в США около 20-30 лет назад лишь 75% детей к началу школьного обучения (к 5 годам) не умели говорить или говорили очень мало.
Благодаря эффективным программам помощи сегодня таких детей составляет всего 25%. Раннее включение в поддерживающие программы позволяет достичь впечатляющих результатов.
Возможно ли полностью избавиться от аутизма?
Последние исследования показывают, что у небольшой группы детей (примерно 10%), получивших раннюю помощь, дальнейшее развитие не проявляет поведенческих особенностей, связанных с аутизмом, которые служат основанием для постановки данного диагноза.
Эти данные были получены недавно и требуют дальнейшего изучения.
У большинства детей, у которых был поставлен диагноз, симптомы, на основании которых был сделан диагноз аутизма, сохраняются на протяжении всей жизни, однако программа поддержки может помочь скорректировать их поведение и улучшить их интеграцию в общество.
В чем причины аутизма? В результате чего повышается риск рождения ребенка с аутизмом? Можно ли как-то снизить риски этого?
Причины аутизма и факторы риска На данный момент причины возникновения аутизма остаются неясными. Однако исследования указывают на ряд факторов, которые могут повысить риск развития этого расстройства.
Возраст родителей, наличие других детей в семье с нарушениями развития, прием некоторых медикаментов во время беременности, а также недоношенность ребенка - все это может играть роль в возникновении аутизма. Стоит отметить, что аутизм встречается у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.
Недавние исследования также обсуждают возможную связь между загрязнением окружающей среды и риском развития аутизма, однако эти гипотезы требуют дальнейшего подтверждения.
Также известно, что при некоторых генетических синдромах, таких как х-ломкая хромосома, синдром Ретта и синдром Дауна, вероятность развития аутизма повышается.
Связь между аутизмом и проведением прививки от паротита?
Точная причина аутизма остается неизвестной, однако связь между этим расстройством и прививками является одной из наиболее подробно изученных тем.
Многочисленные исследования, проведенные в разных странах на больших выборках людей, однозначно не подтверждают наличие связи между вакцинацией и аутизмом.
Нет никаких доказательств, указывающих на связь между типом прививки, возрастом, в котором она проводилась, количеством прививок и развитием аутизма.
С чем связан рост количества детей с аутизмом?
В мировом масштабе наблюдается увеличение числа людей с расстройствами аутистического спектра, и исследователи стремятся понять причины этого явления.
Одно из объяснений связано с улучшением диагностики, включая более точные критерии для постановки диагноза и пересмотр ранее установленных диагнозов. Это может частично объяснить рост числа диагностированных случаев.
Идут исследования с целью выявления факторов риска развития аутизма, связанных с окружающей средой, однако пока не существует однозначных данных в этой области.
Как адаптировать человека с аутизмом к профессиональной жизни?
Для успешной профессиональной карьеры социальные навыки играют важную роль, и у людей с аутизмом эти навыки не всегда развиты. Поэтому им необходимо получать профессиональное сопровождение и поддержку, особенно на начальном этапе работы.
Люди с аутизмом могут быть отличными работниками, так как их особенности, такие как внимание к деталям, увлеченность и дисциплина, могут стать преимуществами в работе, где требуется высокая концентрация внимания.
Например, в Израиле аутисты имеют возможность служить в армии при определенных условиях. Израильская армия признает потенциал и способности людей с аутизмом и стремится предоставить равные возможности для военной службы.
Военная служба для аутистов обычно осуществляется через специальную программу, известную как "Ro'im Rachok" (Hebrew: רואים רחוק), что в переводе означает "Видение на расстоянии". Цель этой программы - адаптировать военную службу к потребностям и способностям аутистов и обеспечить им соответствующую поддержку.
Программа "Ro'im Rachok" проводит специальные обучающие курсы для аутистов, где им предоставляются навыки и инструменты, необходимые для выполнения военных обязанностей. Аутисты обучаются в различных областях, таких как техническое обслуживание, информационные технологии, логистика и другие.
Однако стоит отметить, что не все аутисты могут быть призваны в армию, так как некоторые формы аутизма могут представлять ограничения для выполнения определенных задач или функций военной службы. Решение о призыве каждого человека с аутизмом принимается индивидуально на основе его способностей и медицинской оценки.
В 2022 году в Армию обороны Израиля на срочную службу призвано 260 молодых людей с диагнозом аутизм – в два раза больше, чем в прошлом году. Речь идет о людях с расстройством аутистического спектра, чьи когнитивные способности оцениваются как «высокофункциональные».
Как общаться с ребенком с аутизмом в компании друзей, нужно ли проявлять активность, задавать вопросы, вовлекать в игру? Как общаться с ребенком посторонним людям? Что можно делать и чего нельзя?
Существуют специальные программы, которые помогают развивать социальные навыки, общение и игру с другими детьми.
Важно учить ребенка вступать в диалог и поддерживать его, следовать правилам игры и уметь отказываться от того, что ему неприятно. Программы также предусматривают обучение окружающих детей и взрослых, чтобы создать поддерживающую среду для ребенка с аутизмом.
При общении с ребенком важно учитывать его особенности, давать ему время на обработку информации, не торопить его и поддерживать его инициативу. Желательно избегать длинных предложений и фразеологизмов.
Возможно ли, чтобы дети с аутизмом учились в обычных школах?
Современные специалисты в области детского развития единогласно утверждают, что для полноценной жизни детей с особенностями развития важно общение и учеба вместе со своими обычными сверстниками.
Уровень инклюзивного образования может различаться. Например, дети с аутизмом и проблемами в обучении могут изучать отдельные предметы в специальных классах, а на других уроках, таких как физкультура, музыка и их любимые предметы, могут быть вместе со своими обычными одноклассниками.
Очень важно, чтобы дети проводили перемены вместе, обедали вместе, видели друг друга и привыкали друг к другу. Ведь после окончания школы дети с особенностями развития будут жить среди обычных людей, а не в специально организованных группах.
Наследуется ли аутизм?
Аутизм имеет генетическую природу, но точная причина этого расстройства до сих пор неизвестна.
Исследования показывают, что вероятность рождения ребенка с расстройством аутистического спектра выше, если в семье уже есть случаи таких особенностей развития. Однако это не является однозначной связью, а лишь некоторым увеличением риска.
Генетическое консультирование при планировании семьи может помочь определить риск различных генетических синдромов, но в случае аутизма пока не существует конкретных рекомендаций.
Если не выявлены сопутствующие генетические состояния, то вероятность рождения ребенка с типичным развитием выше, чем риск рождения ребенка с аутизмом.
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ:
Благодарим, что дочитали нашу статью до конца. Очень надеемся, что она была полезна Вам. Все подписчики нашего канала (подписаться) имеют право на получение помощи на оплату лечения и диагностики в Израиле. С перечнем льгот, Вы можете ознакомиться по этой ссылке
Если вы хотите оставить комментарий, убедительная просьба придерживаться наших правил. В противном случае, комментарий может быть удален. Благодарим за понимание и сотрудничество.