Найти тему
Писателю на заметку!

Пишем рассказ от первого лица

Представьте, что каждый человек - из тех, что на картинке - захочет написать рассказ от первого лица! Ведь, порой кажется, это так просто! Но как писать писать от первого лица, а главное - зачем?

Опытный писатель - допустим, это брюнет в сером костюме :) - воскликнет: "Это же очевидно– зачем: от первого лица легче передать чувства и вызвать доверие у читателя, описывая разные бедствия или приключения. К тому же сейчас в тренде автофикшн, когда пишем как бы всю правду о себе, не слишком отклоняясь от реалий! Так что непременно надо писать от первого лица!".

Его поддержит и начинающая писательница (мне кажется, это высокая женщина в зеленом платье :)). Она скажет, что пишет от первого лица, потому что ей так легче. Слова сами ложатся на бумагу, когда она придумывает историю и в ней сама же как будто действует. А чаще она просто рассказывает свои реальные истории!

Недавно знакомая подарила мне свою первую самиздатную книжку. В этой книжке истории тоже кажутся пережитыми автором. Несколько лет писательница (на картинке выше я ее вижу женщиной, стоящей с краю в коричневом костюме :)) сочиняла небольшие рассказики и даже выкладывала их на прозе.ру и других платформах. И вот книга вышла! Читаю и радуюсь, что у автора острый взгляд на происходящее, хорошая память на детали из прошлого, достаточно лаконичный и художественный стиль изложения. Все рассказы, написанные от третьего лица, доставили мне определенное удовольствие, как и отдельные рассказы от первого лица, где рассказчица вспоминала свои детские проказы - притом сразу сообщала, что пишет о своем детстве.

Но вот появились рассказы, написанные в таком же стиле о ее взрослой жизни. И я испытываю ступор: нет образа рассказчика, и сюжет зависает :(.

Отсутствие образа рассказчика

Некая рассказчица в первом лице рассказывает о своем житье-бытье на даче, о том, как она сама - и еще Юлятка - спят на матрацах, набитых сеном и положенных на самодельно сколоченные настилы, приподнятые на козлах. И каждую ночь под кроватью рассказчицы кто-то или что-то шуршит. Интрига рассказа и строится на том, чтобы понять и разглядеть, шуршение под кроватью.

Но меня зацепила другая интрига, автором вовсе не предусмотренная. Прочитав целую страницу (а всего в рассказике их пять), я все еще не могу понять, кто эти две героини: "я" и Юлятка. Сестренки-девочки? Родственницы? Бабушка и внучка? (Я ведь знаю, что автор - женщина пенсионного возраста). Рассказчица продолжает интриговать читателя шуршанием, но меня по-прежнему интересует, какого же возраста она, рассказчица, в этих эпизодах сама. Продолжаю читать рассказ. Вот героиня "я" сообщает уже за общим обедом свою загадочную историю с шуршанием, и тут же на сцене появляется ее мама, которая советует просто зажечь свет ночью и посмотреть. Я наконец-то прозреваю: в комнатке живут две девочки-сестрички! Одна, безусловно, постарше, другая маленькая, потому что другая все еще никак себя не проявила.

-2

Увы, я расслабилась преждевременно, потому что на следующей странице наконец-то слышу голос и молчащей до сей поры Юлятки. Она обращается к рассказчице со словами: «А кто это ходит ночью, мамочка? А вдруг это волк?».

То есть едва ли ни в середине рассказа я разбираюсь наконец, что в комнате живут молодая мама и совсем маленькая ее дочка, а где-то на этой даче присутствует еще одна мама, она же бабушка для маленькой Юлятки. И нет тут никаких сестричек!

У меня уже была статья на эту тему, статья из самого первого десятка моих статей на этом канале, написанная пять лет тому назад. Под ней стоит лишь один лайк, и я думала, что эта тема никому не интересна. Но поскольку отсутствие образа рассказчика (возраста, внешнего облика, особенностей характера) в произведении, написанном от первого лица, слишком распространенная ошибка, я снова затронула эту тему. Если кто самокритично припомнил, что и сам не четко расставляет акценты на описании «я» и его окружения, того отсылаю к той первой статье. В ней подробно расписана похожая ситуация с невнятностью персонажей (опять семья), и предлагаются варианты решения проблемы с отсылкой к классикам. Рассказ от первого лица: образ рассказчика | Писателю на заметку! | Дзен (dzen.ru)

Сопутствующие трудности написания рассказа от «я»

Затрону здесь еще моменты, подсказывающие КАК писать от первого лица.

Другая проблема, возникающая при написании от первого лица – это сложность перемещения в другие места, туда, где рассказчик отсутствует в данный момент, а также передача чужих мыслей. Здесь широко используется подслушивание, подглядывание, телефонные звонки и письма (последние уже редко в наше время). Очень хорошо вставлять воспоминания, возникшие как бы вдруг. Например, «я» иду по улице, взглянула на витрину и вспомнила, как в детстве в этом магазине мне бабушка что-то купила. Тут можно и про бабушку, ее характер и действия рассказать. У меня написано, кажется, три романа (из двенадцати) с героиней «я». Особенно мучилась, когда выбрала такую форму впервые.

Иногда возникает назойливое повторение этого местоимения «я» в соседних предложениях. «Я увидела, я пошла, я нарисовала». Порой можно местоимение опускать совсем, но лучше менять его падеж, а то и вводить другое подлежащее. «Мне показалось", "пошла", "карандаш в моей руке вывел силуэт». В общем, если вы все же решитесь писать рассказ от первого лица, обратите внимание на эти особенности использования такого удобного, на первый взгляд, и такого коварного «я».

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц