И дело тут совсем не в том, что будущий Император Александр 3 не должен был жениться на Дагмаре (Марии Федоровне), ведь она была невестой его старшего брата, а в самом течении беременности.
Первый триместр беременности у супруги будущего Императора Александра 3 протекал нелегко, были и критические моменты, об этом Цесаревич Александр Александрович писал своей матери в ноябре 1867 года:
Милая Ма, вчера вечером, ложась спать, Минни нас очень испугала, потому что вдруг без всякой причины у нее показалась кровь. Доктор Гирш сейчас же пришёл и поставил ей на руки сильный горчичник, что, кажется, помогло, потому что Минни успокоилась и скоро заснула. Бедная Минни очень испугалась и была в отчаянии, но мало-помалу успокоилась и спала всю ночь спокойно и хорошо. Мы телеграфировали доктору Шмидту, и он должен быть теперь здесь. Я уповаю на Господа и надеюсь, что все этим и кончится.
На самом деле так и случилось, хотя нельзя сказать, что Минни (Мария Федоровна или Дагмара) хоть как то берегла себя, например она по прежнему могла танцевать на балах, несмотря на то, что это в принципе было опасно.
Минни, слава Богу, чувствует себя очень хорошо, и теперь, с переезда нашего в Петербург из Царского, она до того поправилась, что выезжала каждый день и даже была на 2-х балах в Зимнем дворце, где танцевала, но только одни контрдансы.
И это в марте 1868 года! В мае у неё уже родится младенец
Будущий Император Николай 2 родился 6 мая 1868 года по старому стилю в Александровском дворце Царского седа, и на родах среди прочих присутствовал его дед, Император Александр 2. Представляете состояние роженицы, когда свёкр рядом на протяжении всего процесса? Только на период схваток в самом начале он уезжал.
Минни разбудила меня в начале 5-го часа, говоря, что у нее начинаются сильные боли и не дают ей спать; однако по временам она засыпала и потом опять просыпалась до 8 ч. утра. Наконец, мы встали и отправились одеваться. Одевшись и выпив кофе, пошел скорее к моей душке, которая уже не могла окончить свой туалет, потому что боли делались чаще и сильнее. M-me Михайлова (акушерка) пришла и помогала Минни вместе со мною переносить эти страдания. Я скорее написал Мама записку об этом, и Мама с Папа приехали около 10 ч., и Мама осталась, а Папа уехал домой. Минни уже начинала страдать порядочно сильно и даже кричала по временам. Около 12½ жена перешла в спальню и легла уже на кушетку, где все было приготовлено. Боли были все сильнее и сильнее, и Минни очень страдала. Папа вернулся и помогал мне держать мою душку все время. Наконец, в ½3 пришла последняя минута, и все страдания прекратились разом. Бог послал нам сына, которого мы назвали Николаем. Что за радость была – это нельзя себе представить, я бросился обнимать мою душку жену, которая разом повеселела и была счастлива ужасно. Я плакал, как дитя, и так было легко на душе и приятно.
По словам супруга Марии Федоровны, восстановилась она довольно быстро.
Бедная Минни страдала порядочно, но, благодаря Бога, недолго, и, конечно, когда все было кончено, она была до того счастлива и чувствовала себя так хорошо, что чуть не соскочила с кушетки, чтобы увидеть скорее маленького сына.
Цесаревич Александр Александрович в письме к родителям супруги не забыл упомянуть, среди прочего, факт присутствия своего отца на родах.
Минни ужасно боялась из-за присутствия при родах моего отца, но потом она была рада этому, поскольку он весьма помог ей
Правда сама Минни в дневнике написала, что присутствие свёкра очень смущало её.
Черно-белые фотографии раскрашены мной. 👍Моя группа ВКонтакте История России в цвете. Телеграм-канал https://t.me/history_incolor