Найти в Дзене
КультPROсвеТ

Искусство: запреты, цензура, идиотия. Часть 4: цензура в кинематографе.

Цензура в кино.

28 декабря 1895 подобно почтовому поезду в общественную жизнь ворвался кинематограф. Именно в этот день в Grand Café на бульваре Капуцинок братья Люмьер провели первый коммерческий показ фильмов за символическую сумму в 1 франк. Показ состоял из серии немых короткометражек. И уже тогда было заложено жанровое разнообразие: документальные фильмы соседствовали с игровым кино. И, да, знаменитое «Прибытие поезда» тогда не показывали, ибо он был снят лишь в 1896 году.

«Прибытие поезда», 1896 год
«Прибытие поезда», 1896 год

Сами же братья не рассчитывали на громкий успех. Кинематограф должен был, безусловно, стать сенсацией, но лишь на короткий период. Как мы все знаем — братья ошибались. Премьерный показ произвел эффект разорвавшейся бомбы. На братьев посыпались заявки из разных стран и городов мира на проведение показов. И несмотря на то, что в начале XX века человечеству было некогда увлекаться производством и просмотром фильмов, только слепой и параличный не разглядел в кинематографе мощное и доступное широким массам оружие пропаганды.

Не даром Ленин говорил: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Еще обычно добавляют: «...и цирк». Но ничего подобного в письме к Луначарскому не было. И про безграмотность ни слова.

Многие ошибочно считают, что фраза звучала иначе, и такие искажения попадают в кажущиеся авторитетными источники, например: «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк»
Многие ошибочно считают, что фраза звучала иначе, и такие искажения попадают в кажущиеся авторитетными источники, например: «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк»

Цензура в СССР носила систематический характер. Ее требования были одинаковы как для книг, так и для фильмов (остальные аспекты, такие как радио или живопись нас не интересуют, но и там цензура была). Основными объектами цензуры были так называемая «антисоветская пропаганда» (в которую включалось всё, что не соответствовало текущим идеологическим представлениям), военные и экономические секреты (например, информация о местах заключения и географические карты), негативная информация о состоянии дел в стране (катастрофы, экономические проблемы, межнациональные конфликты, отрицательные социальные явления и т. д.), любая информация, которая потенциально могла стать поводом для волнений и неудобных аллюзий. Ну и про моральный облик советского человека не забывали. Основной претензией правозащитников и творцов разного калибра к цензуре было подчинение цензурных органов контролю со стороны Коммунистической партии Советского Союза.

"Да ладна!" - Л. Якубович
"Да ладна!" - Л. Якубович

А правящие партии других государств разве не контролировали цензурные органы? Или органы цензуры бесконтрольно появлялись, как грибы после дождя, и запрещали все, что им вздумается, а государство просто закрывало на это глаза? Интересно было хоть одно государство, которое бы не накладывало свои ограничения? Да это же из самого определения цензуры вытекает!

Продолжаем!

В США же с цензурой было действительно проще, но не значит, что ее не было вовсе. Она была скорее «излишне скромной» по отношению к кинематографу. Все силы уходили на борьбу с неудобными книгами и писателями. Ведь коммунистические настроения распространялись в основном через печатные труды Маркса и Энгельса. Тем временем киноделы пользовались невнимательностью со стороны государства и, вооружившись правом человека свободно выражать своё мнение, принялись снимать все, что душе угодно. Государство попыталось огрызнуться, и в 1915 году Верховный суд США постановил, что свобода слова не распространяется на кинематограф. Но киноделов было уже не остановить. Актеры кино моментально становились звездами. И вот тут начинались проблемы. В то время когда в Советском Союзе по заветам Ленина наравне с игровыми и научными фильмами крутили пропагандистскую кинохронику, в США выходило все больше фильмов содержащих откровенные эротические намёки, однополые связи, ненормативную лексику, незаконное употребление наркотиков, проституцию, супружеские измены, упоминания об абортах и жёсткие сцены насилия. Такая себе пропаганда…

-5

Масла в огонь подливали скандалы, в которых были задействованы звезды Голливуда. Убийства, изнасилования, наркотики. Терпеть это было уже невозможно. Религиозные и политические организации хоть и возмущались, но сделать ничего не могли. Да и не знали как. Но выходки звезд доконали студийных боссов. Те вовремя смекнули, чем сильнее недовольство общественности, тем меньше денег они понесут в кинотеатры. Помимо общественного давления нарастало и политическое. Все больше фильмов запрещалось к прокату по тем или иным причинам. Ситуацию осложнял тот факт, что в каждом штате были свои собственные законы о приличии. Для исправления ситуации кинокомпании наняли политика-республиканца, по совместительству пресвитерианского старейшину, а в последствии главу Ассоциации производителей и прокатчиков фильмов - Уильяма Харрисона Хейса, который должен был создать свод унифицированных правил, действующий по всей территории США.

Уильям Харрисон Хейс
Уильям Харрисон Хейс

Хейс не был безумцем, но к делу подошел ответственно и даже рьяно. Путем опроса цензоров сформировал свод правил из одиннадцати пунктов, которых следовало избегать вообще, и двадцати шести пунктов, которые избегать рекомендовалось. Эта версия протокодекса была утверждена в 1927 году. Сам же свод правил хоть и являлся цензурой, но цензурой этической, а не государственной. И при производстве фильмов не требовалось его беспрекословное соблюдение. При этом всем было очевидно, что фильмы снятые в соответствии с этим сводом правил гарантированно выходили в прокат. А судьба тех, что не следовали — оставалась туманной.

Почувствовав силу кодекса образца 1927 года оживились различные религиозные деятели, которые в отличии от Хейса были достаточно фанатичны. Так, в 1929 году католик-мирянин Мартин Квигли и священник-иезуит Даниел А. Лорд создали кодекс стандартов цензуры фильмов и представили его киностудиям. Студиям эта идея понравилась, поскольку новые правила позволяли избежать прямого вмешательства государства в производство и прокат за счет усиления влияния церкви. При этом католическое влияние на Кодекс было решено сохранить в тайне (как-будто это кому-то было не очевидно). Так, в 1930 году был принят Кодекс Хейса.

-7

Кто знает, как сложилась бы судьба Кодекса, если бы одновременно с его созданием не началась Великая депрессия. Рисковать прокатом и терять деньги в разгар кризиса было немыслимо. И хоть фильмы с эротическим контентом и жестокими сценами хорошо продавались, всегда оставался риск, что они вообще могут не выйти в прокат. И таким образом студии добровольно стали исполнять требования Кодекса.

Почувствовав свою власть, Ассоциация производителей и прокатчиков фильмов решила закрепить успех. И в 1934 году на ее базе была создана Администрация производственного кодекса. Возглавил ее очередной «божий» человек — католик-мирянин Джозеф Брин. С его приходом на смену неудобной, но вменяемой цензуре пришла идиотия. Например, на полном серьезе с секундомером в руках засекали длительность поцелуя в кадре. Однажды исполнителю роли Тарзана было велено побрить грудь. Появились, так называемые, «контролёры бюстов», которые проверяли пышные формы актрис на предмет соответствия нормам благоприличия.

"Лучшая работа в мире!"©️, Ярость, 2014г.
"Лучшая работа в мире!"©️, Ярость, 2014г.

Почему-то особо яростно поборники нравственности принялись бороться с образом сильных женщин и изображением межрасовых связей. И если фильмы со сценами насилия и легким эротическим флером худо-бедно продолжали выходить в прокат. То сильные женщины и межрасовые отношения исчезли с больших экранов вплоть до падения кодекса в 1967 году.

В СССР по этому вопросу было принято диаметрально противоположное решение. Выходили произведения, пропагандирующие расовую терпимость: «Цирк» - художественный фильм по пьесе Ильи Ильфа, Евгения Петрова и Валентина Катаева «Под куполом цирка»; «Максимка» - художественный фильм, по мотивам одноимённого рассказа из сборника «Морские рассказы» Константина Станюковича.

-9

А также фильмы, прославляющие профессионально реализованных женщин: «Бабы» — художественный фильм Владимира Баталова; «Трактористы» — художественный фильм Ивана Пырьева.

-10

Но не обилие запретных тем бесило творцов всех мастей США. И даже не наличие штрафов за несанкционированный прокат. А то, что Администрация уже открыто вмешивалась в творческий процесс — меняла некоторые сцены и целые сюжеты.

Также появились прецеденты — предтечи «культуры отмены». Актеры и режиссеры, уличенные в аморальном поведении или скандалах отправлялись на мороз — студии под давлением Администрации разрывали с ними контракт, чтобы сохранить свой имидж.

Увольнение с "Фабрики грез", 30-е, фото в цвете
Увольнение с "Фабрики грез", 30-е, фото в цвете

Но, на каждое действие есть противодействие. И находились смельчаки по обе стороны Атлантики, что боролись с навязанной цензурой. В 1940 в рамках протеста фотограф А. Л. «Уайти» Шафер создал снимок в качестве протеста против голливудской цензуры - «Thou Shalt Not». Название снимка отсылает к 10 заповедям, а на самом фото зафиксировано нарушение 10 пунктов из Кодекса Хейса.

-12

В США борьба с цензурой шла активнее и успешнее, чем в СССР. Как говорилось ранее, Кодекс Хейса не являлся государственной цензурой и мог лишь накладывать ограничения да штрафовать. А вот в СССР нарушение цензурных запретов приравнивалось к антигосударственным преступлениям и представляло собой уголовно-наказуемое деяние. Поэтому, приходилось действовать очень тонко и аккуратно. Самым распространенным методом обхода цензуры был так называемый «метод собаки». Он заключался в том, чтобы включить в произведение очевидно нелепый и привлекающий внимание цензуры яркий эпизод, в результате чего мелкие нюансы цензура не замечала.

Существует история на уровне легенды касательно съемок фильма "Бриллиантовая рука". Так, чтобы обойти цензурные запреты Гайдай вставил в конец фильма ядерный взрыв и наотрез отказался его удалять. После трехдневного противостояния комитету по кинематографии Гайдай все же согласился удалить кадры взрыва при условии, что это будет единственная удаленная сцена. Так в фильме остались пьянство, намеки на секс и обнаженка.

"Бриллиантовая рука", режиссерская версия
"Бриллиантовая рука", режиссерская версия

Как ни странно советская цензура косвенно поспособствовала падению Кодекса Хейса.

Первый удар по Кодексу нанесло телевидение. Поскольку фильмам, транслируемым на голубых экранах не требовалось прокатное удостоверение. Вдобавок к этому стерильное кино, что показывали на больших экранах, зрителям приелось.

А тут еще в сражение двух титанов за умы людей — СССР и США, вмешалась третья сторона — Европа. Европейский кинематограф не был стеснен рамками цензуры. И из-за этого не мог пробиться ни к советским, ни к американским зрителям. Весьма фривольные европейские картины просто изымались на таможне. И тогда в США решили разыграть козырь в «культурном» сражении с СССР — свободу слова. Первым делом было доказано, что действия Администрации производственного кодекса нарушают антимонопольное право. Затем, в 1952 году Верховный суд США показал чудеса переобувания в воздухе и постановил, что свобода слова распространяется и на кинематограф в том числе. И на экраны хлынул поток свободных, честных, зрелищных, а иногда откровенно непристойных европейских фильмов. Было это осознанными мерами со стороны правительства США по ослаблению цензуры, или иностранные юристы настолько хороши, что забороли американских моралистов на их же поле, а может все вместе — доподлинно неизвестно. Но факт остается фактом — это было началом конца. С этого момента Администрация производственного кодекса начала постепенно снимать ограничения с производства, пока в 1967 году Производственный кодекс Хейса не был полностью отменён. Но напоследок тогдашняя Администрация сделала действительно полезное дело. В 1968 году на смену Производственному кодексу пришла система возрастного рейтинга фильмов MPAA.

Кодекс Хейса рухнул в 1967 году, Советская цензура — в 1991 году. Но результат в обоих случаях был одинаков. Как всегда, люди, которым даровали свободу, попросту не знали, что с ней делать. На экраны (большие и малые) хлынул бешеный поток низкосортного говна. Единственным исключением из правил, с которым были солидарны цензоры по обе стороны океана - запрет на гомосексуализм. Тут европейские киноделы проиграли цензорам, хоть отдельные фильмы и умудрялись просочиться на рынок. В США в 70-х массовое распространение получило эксплуатационное кино — низкокачественные фильмы, привлекающие зрителя шок-контентом в виде насилия и секса. В постсоветском пространстве доминировала чернуха — бесконечная череда фильмов пропитанных духом обреченности и безнадеги. Ею увлекались не только свободные авторы новой школы, но и некогда изнывавшие под гнетом советской цензуры режиссеры старой школы. Но вот беда! Без внятного контроля со стороны государства они так и не смогли создать не то что шедевр, а даже более- менее смотрибельное произведение. Так может правы были советские цензоры?

"Но это уже совсем другая история..."©️ Конан-разрушитель, 1984
"Но это уже совсем другая история..."©️ Конан-разрушитель, 1984

Искусство: запреты, цензура, идиотия. Часть 1: искусство и комиксы.

Искусство: запреты, цензура, идиотия. Часть 2: искусство и компьютерные игры.

Искусство: запреты, цензура, идиотия. Часть 3: цензура в книгах.

Искусство: запреты, цензура, идиотия. Часть 5: цензура в комиксах.

Искусство: запреты, цензура, идиотия. Часть 6: цензура в видеоиграх.

Искусство: запреты, цензура, идиотия. Часть 7: идиотия.

Искусство: запреты, цензура, идиотия. Часть 8: (не)здоровый феминизм - репрезентация.

Искусство: запреты, цензура, идиотия. Часть 9: (не)здоровый феминизм - десексуализация.