Цензура
Пришло время поговорить о цензуре. Цензура — неотъемлемая функция любого государства, которое реализует систему запретов и ограничений, а также механизм пропаганды, призванная ограничить либо не допустить распространения идей и сведений, признаваемых властями нежелательными. Цензура существовала всегда и везде. И вместе с изменением общества, менялась и цензура. Произведение может подвергнуться цензуре по ряду причин. Основные из которых: религиозное несоответствие, возрастной ценз, ненормативная лексика, сексуальный контент.
Это универсальные причины для всех регионов, а дальше кто во что горазд. И самое страшное, что некоторые запреты иначе как идиотией не назовешь.
Рассмотрим историю запретов. Начнем, разумеется, с книг.
Книжная цензура.
Первым отметился Джованни Боккаччо со своим «Декамероном». Сборник новелл, написанный в XIV веке, содержал изрядное количество эротических моментов разной степени фривольности, а также антиклерикальных мотивов, что тут же не понравилось церкви. Расценив произведение как безнравственное, церковь заставила писателя отречься от своего детища. И Джованни отрекся и до конца своей жизни стеснялся своего произведения. Можно сказать, что Джованни повезло. За ущемление авторитета церкви вполне могли сжечь на костре, объявив еретиком или одержимым.
То ли под влиянием церкви, то ли книга просто не нашла своего читателя, но изначально она не получила признания и поддержки. Но, как известно — рукописи не горят. И в следующем веке данная книга получила широкое распространение с изобретением книгопечатания. Но и церковь не дремала. В 1557 году выпущен «Индекс запрещённых книг» для инквизиционных трибуналов, который был отменён лишь в 1966 году. Чтение книг из списка, было запрещено Римско-католической церковью под угрозой отлучения. В 1559 году в этот список угодил и двухсотлетний «Декамерон».
Но сильнее всех выступил Иоганн Гете со своим культовым романом XVIII века - «Страдания юного Вертера». В связи с развитием производительных сил издательское дело в XVIII веке получило широкий размах. До тех пор оно служило преимущественно нуждам церкви. Теперь же оно могло удовлетворить возросшие потребности населения в книгах. И молодежь немедленно увлеклась чтением. В консервативном патриархальном обществе чтение книг тут же приравняли к наркомании. А тут еще и Гете со своими «Страданиями». Роман был опубликован в 1774 году, и сразу же разошелся по всей Европе огромным тиражом. Молодые люди подражали персонажу в одежде - носили синий фрак и желтую жилетку, как, по книге, носил Вертер, и самоубивались…
Ведь в романе Вертер совершил самоубийство от несчастной любви. Повальная волна самоубийств среди молодых людей, прокатившаяся по Европе, заставила власти уже в 1775 году изъять книгу из продажи и запретить. Но, прецедент был создан. Теперь за чтение романов вполне можно было угодить в психиатрическую лечебницу. Такая практика существовала вплоть до конца XIX века. Правда, показанием к госпитализации в психиатрические клиники США наравне с чтением романов входили и другие ужасные «симптомы» такие как: привычка к мастурбации, аморальное поведение, несдержанность, избыточное религиозное рвение, общение с дурной компанией, употребление табака. При чем не требовалось никакого медицинского освидетельствования, достаточно было показания близкого родственника или опекуна. Как Вы понимаете, заехать на дурдом было проще простого.
Впрочем, этим книгам повезло — их просто запретили. А ведь могли в лучших традициях «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери — сжечь. Сжигание как форма цензуры применялась в III веке до н.э. В XVII веке оно было типичной формой цензуры книг в США. Более того, в США сожжение книг является еще одним правом, которое защищено первой поправкой, как свобода выражения мнений. Следом в сожжении книг отметились нацисты. Нацистские сожжения книг были кампанией, проводимой Немецким студенческим союзом в 30-х годах. Это были книги, написанные евреями, полуевреями, коммунистами, социалистами, анархистами, либералами, пацифистами и сексологами.
Сейчас так уже не принято, ибо бессмысленно. Поскольку с печатными книгами придется громить и сжигать и сервера, где хранятся электронные копии. Поэтому все государства обходятся банальным запретом на издание книг на подконтрольной им территории. Запрет - это форма цензуры по политическим, правовым, религиозным, моральным или коммерческим мотивам. Сюда можно отнести утратившие силу Ирландский закон о цензуре публикаций 1929 года или режим апартеида в Южной Африке. Из свежих — запрет Украины на российские книги 2016 года. В декабре 2022 года в России вступили в силу закон, «о запрете ЛГБТ-пропаганды». При этом в США все ровно наоборот, в 2022 году в отчете Американской библиотечной ассоциации было установлено, что некогда цензура была направлена на книги, посвященные ЛГБТ и расовым меньшинствам. И сейчас идет процесс пересмотра. Запрещенные ранее книги заполняют полки, а такие шедевры литературы как «Убить пересмешника» Харпер Ли или «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена были исключены из программы средней и старшей школы после того, как родители выразили обеспокоенность по поводу расизма в этих книгах. При этом в книгах пропагандируется, как раз-таки, расовая терпимость, а не ненависть. Видимо, особо прогрессирует родители книги читали жо...
Но это уже совсем другая история...
Искусство: запреты, цензура, идиотия. Часть 1: искусство и комиксы.
Искусство: запреты, цензура, идиотия. Часть 2: искусство и компьютерные игры.
Искусство: запреты, цензура, идиотия. Часть 4: цензура в кинематографе.
Искусство: запреты, цензура, идиотия. Часть 5: цензура в комиксах.
Искусство: запреты, цензура, идиотия. Часть 6: цензура в видеоиграх.
Искусство: запреты, цензура, идиотия. Часть 7: идиотия.
Искусство: запреты, цензура, идиотия. Часть 8: (не)здоровый феминизм - репрезентация.
Искусство: запреты, цензура, идиотия. Часть 9: (не)здоровый феминизм - десексуализация.