Хочу предложить небольшой обзор самолётов, которые имелись на вооружении республиканцев во время гражданской войны в Испании.
Когда произошёл мятеж франкистов в Испании, республиканцам досталось около двух сотен самолётов.
Но вскоре пошли поставки самолётов из разных стран, в числе которых были и современные машины, и всякая рухлядь. Перечислять все самолёты, которые попали к республиканцам в ходе гражданской войны — вы уснёте, не дойдя до середины, потому я ограничусь лишь истребителями, бомбардировщиками и штурмовиками.
Начнём с истребителей.
Истребители французского производства Nieuport-Delage NiD.52, с 1930 года поставлялись в Испанию из Франции и производились по лицензии. В 1936 году на вооружении находилось 35 самолётов, из которых 25 досталось республиканцам.
Британский истребитель Hawker Fury был принято на вооружение для смены «Ньюпортов» и должен был производится по лицензии. Но к началу гражданской войны в страну поступили лишь три самолёта британской сборки.
Единственный американский истребитель Boeing P-26A участвовал в конкурсе на замену «Ньюпортов» и проиграл британскому самолёту. Так и остался в Испании, где вскоре был уничтожен.
Чехословацкие истребители Letov S.231 попадали в Испанию разными путями, причём добрались не все. Часть поступила из Чехословакии, где их снимали с вооружения, были поставки из Эстонии и Латвии. Всего попало в Испанию от 17 до 25 истребителей.
Французские истребители Dewoitine D.37 были закуплены республиканцами сразу после начала гражданской войны. Общее количество истребителей, поставленных в Испанию оценивается в 10 D.371 и 16 (по другим данным - 14) D.372.
Французских истребителей Loire 46 попало в Испанию то ли 5, то ли 7. Первая цифра внушает больше доверия.
Французских истребителей Dewoitine D.510 в Испанию попало лишь два. Они были первоначально заказаны Турцией, но потом их якобы продали Саудовской Аравии.
В 1937 году в Испанию прибыло 7 британских истребителей Bristol Bulldog. Но, в боевых действиях они не использовались, считались слишком уж устаревшими.
Советских И-15 в Испанию прибыло 131 (по другим данным их было 137) и ещё 231 или 237 были собраны в Испании из советских комплектующих.
Советских истребителей И-15бис было получено в 1939 году 30 самолётов.
Советских истребителей И-16 было поставлено в Испанию 276, из которых 121 были Тип 10, остальные Тип 5 и 6.
Американских истребителей Grumman G-23 было куплено 50, причём оформлено как заказ для Турции. В разобранном виде успели получить только 34.
Теперь про бомбардировщики и штурмовики.
Французские лёгкие бомбардировщики и разведчики Breguet Br.XIX производились по лицензии в Испании с 1926 года. Всего их построили около 200, из которых 100 самолётов осталось после начала мятежа у республиканцев.
Британский торпедоносец Vickers Vildebeest выпускался в Испании по лицензии, всего построили 25 самолётов.
Испанский учебно-тренировочный самолёт Hispano Suiza E-30, применялся как лёгкий бомбардировщик. Всего их выпущено 25 штук, все, кроме одного, достались республиканцам.
Советский разведчик-бомбардировщик Р-5 был поставлен двумя партиями по 31 самолёту в каждой. Причём первые самолёты были точно в штурмовом варианте Р-5ССС.
Советский разведчик-бомбардировщик Р-Z был также поставлен двумя партиями на 31 самолёту (в тот период — это состав одной советской эскадрильи).
Чехословацкий лёгкий бомбардировщик-разведчик Aero A.101 не был принят на вооружение на родине, но зато 50 самолётов было заказано республиканцами.
Французский разведчик-бомбардировщик Potez 25A2 был поставлен в количестве 25 машин, но в очень плохом техническом состоянии. Из них только 9 удалось привести в боеспособное состояние. Позже было куплено ещё 9 самолётов.
Французский самолёт Loire-Gourdou-Leseurre LGL-32 вообще-то изначально являлся истребителем. В Испанию попало сначала то ли 4, то ли 12, списанных из французских ВВС самолётов. В начале 1937 года республиканцы получили ещё 12 или 15 предсерийных машин GL-410. Поскольку в качестве истребителя самолёт не годился совсем, то большую часть машин переделали в пикирующие бомбардировщики и в этом качестве они действовали весьма успешно.
Французский бомбардировщик Potez-540 был приобретён республиканцами двумя партиями, всего 13 самолётов.
Французских бомбардировщиков Bloch MB-200 было куплено два, ещё два подарено (?) французскими рабочими. По другим данным в Испанию прибыл лишь один самолёт.
Французский бомбардировщик Bloch MB.210 был приобретён в единственном экземпляре.
Американских лёгких транспортных самолётов Vultee V-1A было поставлено от 7 до 16, причём приобретено республиканцами больше. Самолёты были переоборудованы в штурмовики.
Французский бомбардировщик-штурмовик Breguet Br.460 существовал в единственном экземпляре. И был поставлен в Испанию в 1937 году.
Советских бомбардировщиков СБ в Испанию было поставлено от 148 до 292 штук. Большинство исследователей сходятся к первой цифре. В испанских источниках написано про 142 самолёта, из которых 50 были задержаны во Франции и потом возвращены в Советский Союз.
Такой вот набор самолётов самых разных типов и даже времён. Республиканцы брали всё, что давали, в их положении привередничать не приходилось.
В конце хочу предложить вам ещё мою статью:
Французская авиация перед поражением: самый подробный состав