После моей статьи «Почему французские самолёты не выиграли Вторую Мировую войну» сразу несколько читателей попросили опубликовать подробный состав французской авиации на 10-е мая 1940 года. Что вполне логично, и я с удовольствием делаю.
По мобилизации в сентябре 1939 года во французской армии должно было быть развернуто 22 истребительных группы (Groupe de Chasse) и 8 отдельных истребительных эскадрилий, 33 бомбардировочных (Groupe de bombardement), 14 разведывательных (Groupe de reconnaissance) и 39 наблюдательных (Groupe aériens d'observation) групп. В наличие имелось 774 истребителя, 385 бомбардировщиков, 379 разведчиков и даже 23 разведывательных автожира. Но всё практически безнадежно устаревшее.
Стоит вспомнить, что Первую Мировую войну Франция закончила, имея только в строю 8000 боевых самолётов.
К сожалению, для французов, и к радости для немцев, кардинально изменить ситуацию к весне 1940 года не удалось. Виной тут была, в первую очередь, французская авиационная промышленность, в которой в самый неподходящий момент затеяли глобальнейшие изменения: крупнейшие предприятия национализировали, но это ещё полбеды. Авиационные фирмы объединили между собой в концерны, изменив многие производственные связи. Рассказ про эти изменения может занять очень много места, и значительная часть слов в нём окажется вырезана цензурой.
Поэтому я лучше сразу перейду к тому, чем располагали французские военно-воздушные силы на момент германского наступления.
Надо отметить, что в структуре ВВС произошли изменения. Если раньше была чёткая система: эскадрилья – группа – эскадра, то теперь отдельные группы разбросали по сводным «группементам» (Groupement), состав которых мог быть каким угодно.
Вся авиация была разделена на несколько зон.
Северная оперативная зона (Zone d'Opérations Aériennes Nord - Z.O.A.N.) оказывала поддержку 1-й группе армий.
Истребительная авиация:
Бомбардировочная авиация:
Разведывательная авиация:
Таким образом в составе Северной зоны было по списку 720 самолётов, в том числе 322 истребителя, 64 тяжёлых истребителя, 59 бомбардировщиков, 23 штурмовика и 272 разведчика, плюс 28 автожиров.
Восточная оперативная зона (Zone d'Opérations Aériennes Est - Z.O.A.E.) оказывала воздушную поддержку 2-й группе армий.
Таким образом в составе Восточной зоны было по списку 419 самолётов, в том числе 198 истребителей, 49 бомбардировщиков и 172 разведчика. Но легко заметить, что все бомбардировщики были безнадежно устаревшими, да ещё и сильно изношены, что видно по проценту неисправных машин.
Южная оперативная зона (Zone d'Opérations Aériennes Sud - Z.O.A.S.) оказывала воздушную поддержку 3-й группе армий и была ещё слабей по составу.
Альпийская оперативная зона (Zone d'Opérations Aériennes des Alpes - Z.O.A.A.) вроде бы находилась в стороне от главного театра военных действий. Однако в её подчинении было большое количество авиационных частей. Поскольку она служила резервом главного командования и занималась подготовкой и переподготовкой авиационных частей.
Непосредственно Альпийскую армию поддерживали следующие части:
В стадии реорганизации находились четыре истребительных группы (G.C.I/3, G.C.II/3, G.C.II/9 и G.C.I/145, укомплектованная польскими пилотами. Они перевооружались с самолётов Morane-Saulnier MS.406 (их было 42), на Bloch MB.152 и Dewoitine D.520 (их поступило уже 40). Также в стадии реорганизации было четыре наблюдательных группы (G.A.O. 581, G.A.O. 582, G.A.O. 1/584 и G.A.O. 1/589), которые получали новые разведчики Potez 63.11.
Ну и в Альпийской зоне было сосредоточенно самое большое число бомбардировочных групп, получавших новые французские и американские самолёты:
Северная Африка тоже в какой-то мере выполняла роль депо для подготовки новых авиационных частей. Истребительная авиация там была представлена двумя группами G.C. I/6 и G.C. I/10, в которых имелось около полусотни Morane-Saulnier MS.406, и четыре отдельных региональных эскадрильи E.R.C. 571, E.R.C. 572, E.R.C. 573 и E.R.C. 574, в которых на 1-е мая было 39 истребителей: 11 Morane-Saulnier MS.406, 8 Spad 510 и 20 Dewoitine D.510.
Зато бомбардировочная авиация там была представлена более широко, осваивающими новую технику группами:
В Северной Африке было 1 разведывательная и 7 наблюдательных групп, 5 отдельных эскадрилий, на вооружении которых в основном очень старая техника: Potez 25, Potez 29 и Potez 540, но также поступали и новые самолёты, которых было: Glenn-Martin 167F — 7 и Potez 63.11 — 24.
В Северной Африке было 1 разведывательная и 7 наблюдательных групп, 5 отдельных эскадрилий, на вооружении которых в основном очень старая техника: Potez 25, Potez 29 и Potez 540, но также поступали и новые самолёты, которых было: Glenn-Martin 167F — 7 и Potez 63.11 — 24.
В Леванте находилась одна истребительная (G.C. I/7) группа — 26 Morane-Saulnier MS.406 и одна бомбардировочная (G.B. I/39) — 12 американских Glenn-Martin 167F. Разведывательная авиация включала 18 Potez 63.11 (в составе G.R. II/39 и G.A.O. 1/583) и 30 старых Potez 25 и 29 в пяти отдельных эскадрильях (E.O. 592-596).
В колониях находилось следующее количество самолётов:
- Индокитай: 32 разведчика Potez 25, 4 бомбардировщика Farman F.221 и 6 разведчиков-бомбардировщиков Potez 542.
- Побережье Сомали: 4 тяжелых истребителя Potez 631 и 14 разведчиков Potez 25.
- Восточная Африка: 3 разведчика, Potez 25, 3 бомбардировщика Farman F.221 и 3 разведчика-бомбардировщика Potez 542.
- Мадагаскар: 10 разведчиков Potez 25.
На 10-е мая 1940 года в Люфтваффе числилось 4789 самолётов (3403 исправных), но это без учёта тактических разведчиков. Из этого числа было 650 истребителей, 1266 бомбардировщиков и 278 пикирующих бомбардировщиков. Однако это общее число самолётов.
Вышеприведенные данные по французской авиации показывают лишь боевые соединения и число самолётов в них.
Предлагаю данные по количеству самолётов в войсках и общее их число в наличии на 10-е мая. Полный список будет очень большой, потому мы рассмотрим лишь те машины, что использовались в боевых действиях и упустим данные по многочисленных старым самолётам. Коих было много, но пользы от них никакой.
Данные в разных источниках немного расходятся, но порядок один. Видно, что в боевых частях было очень мало самолётов.
Эти резервы французское командование лишь частично смогло использовать. Чтобы продемонстрировать это, приведу ещё интересные данные. Состав Северной оперативной зоны (Z.O.A.N.) на 5-е июня. Она наиболее интересна и показательна, так на неё легла основная тяжесть воздушной войны.
Истребительная авиация:
Бомбардировочная авиация:
Теперь, раз вы просмотрели всё это, то имеете полное представление о том, чем располагала французскую авиация к началу битвы с Вермахтом. Над этим массивом информации пришлось изрядно потрудиться, так что, надеюсь, он будет многим полезен.
Всё, что связанно с французской армией и боевыми действиями в 1940 году, идёт с тегом #франция1940.
Ну и кто не читал мою статью:
«Почему французские самолёты не выиграли Вторую Мировую войну»