Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Пять процентов розницы — это ни о чем. Почему закрывают магазины на селе

Передавать содержание обращений граждан по поводу работы магазинов Минского облпотребсоюза, которые поступают на прямые линии различных инстанций, мы не будем. А сразу даем комментарий, который мы получили в областном потребительском обществе относительно закрытия торговых объектов в сельской местности.

Что на поверхности

Из-за проблем с товарным насыщением предприятий торговли Узденского района правлением Минского облпотребсоюза (ОПС) было принято решение о передаче 13 объектов Копыльскому районному потребительскому обществу (райпо), которое также входит в состав облпотребсоюза. До этого они обслуживались Дзержинским филиалом Минского облпотребобщества (облпо).

Почему торговые объекты Узденского райпо передавались то Дзержинскому филиалу Минского облпотребобщества, то Копыльскому райпо? Объясняем.

С 2020 года Узденское райпо находится в санации. Деятельностью организации руководит антикризисный управляющий, назначенный Экономическим судом. То есть собственность облпотребсоюза — в ведении управляющего, который самостоятельно принимает решение сдать в аренду или продать тот либо другой объект. Управляющий действует согласно тому алгоритму, который утвержден Экономическим судом, и согласно данному алгоритму управляющий принимает все меры по восстановлению деятельности организации. Сама санация согласно одному из решений Совмина продлена до 2025 года.

С целью улучшения обеспечения сельского населения Узденского района объекты торговли были переданы на обслуживание Копыльского райпо, предприятия с хорошей финансовой устойчивостью.

163 стационарных магазина в Минской области обслуживают сельские населенные пункты с численностью до 200 жителей, на долю которых приходится более 1/4 всей торговой сети, но они формируют менее 5% розничного товарооборота.

Что скрыто от глаз потребителя

Предъявляя претензии к работе торговых объектов ОПС на селе, жители этих сел, как правило, озвучивают один, как они думают, абсолютный аргумент: «Как может быть торговля нерентабельной?» Отвечаем: еще как может.

Признаю, что здоровая конкуренция только на пользу конечному потребителю, в то же время развитие торговых сетей различных форм собственности в Минской области, как крупного, так и мелкого формата, привело просто к перераспределению покупательских потоков. Объективно понимая, что деятельность кооперации направлена на обслуживание в первую очередь сельского населения, приходится сталкиваться с тем, что покупательная способность обслуживаемого населения на селе ниже, чем в райцентрах и городах, а затраты по функционированию магазинов выше, например, те же транспортные расходы.

Нельзя не отметить и тот факт, что Минская область располагает разветвленной торговой сетью — более 75% от всех стационарных торговых объектов расположены в сельской местности.

Ежемесячно продавцам производится доплата до минимальной заработной платы — более 20%.

Также в торговых объектах ОПС предоставляется социальная скидка на ряд товаров для уязвимых категорий населения в рамках Соглашения между МАРТ и крупными ретейлерами, что также оказывает влияние на конечный финансовый результат.

А взять автомагазины. В отдельных районах есть маршруты с плечом доставки до 150 км.

Все эти факторы и приводят к убыточной работе.

Еще одной причиной возрастания убытков является предоставление уязвимым категориям граждан скидки в размере 10% на определенный перечень социально значимых товаров во всех объектах потребительской кооперации. Минский ОПС не отмахивается от проблем, а пытается их решить, принимая все необходимые меры по улучшению обслуживания сельского населения не только Узденского района, но и области в целом.

Автор статьи: Владимир Орехов