Найти в Дзене
Жизненные записки

Пропаганда в "Иван Царевиче и Сером волке"

Оглавление

Всем массовый здряв! Сегодня мы поговорим о современном отечественном мультфильме «Иван царевич и серый волк», произведённом на студии Мельница. Первая серия мультфильма вышла в 2011 году, вторая в 2013 году.

Начать нужно, пожалуй, с того, что сюжетная линия мультфильма не имеет ничего общего с одноименной русской народной сказкой. Мультфильм представляет из себя перемешивание нескольких сюжетов, взятых из разных сказок.

https://se7en.ws/bloger-nashyol-skrytyy-politicheskiy-podtekst-v-detskom-multfilme-ot-studii-melnica/?ysclid=lipt1cay25344337874
https://se7en.ws/bloger-nashyol-skrytyy-politicheskiy-podtekst-v-detskom-multfilme-ot-studii-melnica/?ysclid=lipt1cay25344337874

На протяжении всего мультфильма персонажи беспрерывно падают, ударяются обо что-то или бьют друг друга, давят тяжестями, даже бьются током, стреляют в висок и многое другое.

Подобными сценами обильно начинены большинство голливудских мультфильмы.

Но давайте подумаем, как на неокрепшую психику детей может повлиять погружение в мир бесконечных ударов и падений.

В реальности – это невозможно без переломов и серьезных последствий для человека вплоть до смерти. В мультфильме же падение персонажа или его удар о тяжелый предмет подается как юмор, и даже может вызвать смешок или ухмылку.

У маленького ребенка может выработаться бесчувственность к серьезным проблемам, происходящим с его близкими.

О жестоком отношении к животным

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%20%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B5%D1%82%20%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%20%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%20%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B5%D1%82%20%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%20%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Один из главных героев сказки серый волк все время жестоко обращается с маленьким песиком.

А где же принцип сильный защищает слабого? Но серый волк, наоборот, унижает маленького и более слабого щенка. До тех пор, пока не чувствует на своей шкуре, что значит быть маленьким и слабым. Но на раскаяние волка в недостойном поведении не делается акцента, не звучат его извинения, признания неправоты. Таким образом сухим остатком в сознании ребенка отложится то, что жестокое поведение по отношению с слабым — это нормально.

Волк и Иван в поисках принцессы отправляются на Луну. Оказывается, что на Луне все, о чем подумаешь, появится. Сознание волка сразу же рождает чудовищ, одно другого страшнее, а также сильные камнепады.

Потом, по просьбе Ивана подумать о телескопе, волк создает целую лавку с телескопами, в которой продавец просит плату. Сознание волка мелочное, оно даже само у себя просит деньги.

Одновременно формируется образ привлекательного зла, вводится идея баланса между добром и злом, но добро неуклюжее и манипулируемое, которое вообще ни одной победы не одерживает в мультфильмах, а реально государством управляет зло, которое и советы дает, и победы одерживает. Вот такая идея прослеживается в мультфильме.

Еще есть сцены, где ученый кот – существо, олицетворяющее положительный образ, – хочет съесть летучую мышь, но это, зачем-то, очень смакуется, он пляшет и поет вокруг связанной мыши о том, как ему хочется ее съесть. При этом мышь тоже начинает приплясывать и зачем-то в припевах появляется тень летучей мыши, подыгрывающей коту на трубе.

Характер и цели главных героев

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%20%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%20%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC

Начнем с Ивана. Иван обладает большинством моральных качеств воспетых русскими сказками. Он проявляет благодарность, он готов отправляться в рискованные путешествия во имя любви. Вместо того, чтобы отдать царю волшебный предмет и жениться на любимой принцессе, он использует этот предмет для помощи другу, понимая, что волшебства хватит только на один раз. Поучительна сцена, где он уговаривает змея Горыныча, что быть хорошим гораздо лучше, чем плохим. Он знает, что такое долг, и хочет заниматься государственными делами, хоть это несколько комично показано.

И все бы хорошо, если бы не несколько вкрапленных в это деталей.
Иван не идет в армию потому что мечтает быть пожарным – это очень достойная профессия, но, воображая, он поясняет почему: «Красивая каска, можно поражать людей умными словами, можно спасти девушку, заработать поцелуй», то есть как-то плоско подается мечта, нет в ней чего-то возвышенного.

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%20%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%20%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC

В первом мультфильме он не победил главного злодея, главного злодея победил змей Горыныч, перешедший на сторону добра. И загоревшийся дворец Иван не потушил как в мечтах, его потушил змей Горыныч. И принцессу не спас — она его вынесла на руках. Потом Иван опомнился и взял ее на руки.

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%20%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%20%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC

Во втором мультфильме Иван тоже не побеждает главного злодея, а превращается в камень. Тогда принцесса забалтывает злодея уговаривая ударить самого себя по голове и снова спасает себя и Ивана.
Что этим хотел показать автор? Смену гендерных ролей?

Мне еще не очень понравилось, что армия русских богатырей выставляется глупо. Первый злодей их всех сразу же съедает. Второго злодея они не могут схватить потому что на большой скорости пролетают мимо.

Во многих отечественных мультфильмах используется прием, когда отрицательный персонаж выставляется комично. А в этой франшизе глупо и смешно выставляется Иван. То есть носитель всех воспетых русскими народными сказками качеств.

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%20%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%20%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC

Вот мы плавно и подошли к принцессе Василисе. Знакомимся мы с ней, когда она сидит у себя дома и слушает клубную музыку. Отец заходит к принцессе, чтобы поговорить о женихах. Мы узнаем, что она закончила Оксфорд и Сарбону, не хочет замуж, хочет третье высшее образование и открыть свое дело. То есть принцесса, будущий эталон для подражания юных девочек, у нас феминистка! И с первых же фраз использует некие клише. Затем проясняется, что она, если и выйдет замуж, то только по любви. Это то, о чем мечтает любая любая уважающая себя девушка. Например, принцесса Забава из «Летучего корабля».

Однако есть разница в представлениях об идеальной семейной жизни у обоих принцесс. Если Забава мечтала о семейном очаге, работящем муже и детях, то Василиса из «Ивана Царевича» от брака ждет приключений и романтики. Это позиция подростка не готового к ответственности.

При этом, злясь на отца за то, что хочет ее женить, принцесса два раза называет его волюнтарист. В детском мультфильме используется термин, который не каждый взрослый сможет понять.

Исходя из термина – желание иметь наследника и выдать замуж дочь – это личная блажь короля-самодура, игнорирующего законы общественной и политической жизни. Но ведь в мультфильме показано время царской России. Что первое должно заботить царя, кроме государственных дел? Наследник! Царю нужен сын-богатырь, который продолжит династию. Не будет законного воспитанного наследника, начнется смута и борьба за власть.

В связи с этим – это только мне кажется, что термин более подходит к принцессе?

В конце концов молодые влюбляются и женятся. Но жить долго и счастливо не могут. Принцесса умирает от скуки, не хочет детей, а хочет приключений.
Может быть, мир и правда полон таких удивительных приключений, которые несовместимы с воспитанием детей? И более важны чем это?

И для чего это встроено в мультфильм. Пропаганда феминизма, развлечений путем попрания традиционных ценностей? Чтобы девочки кинулись искать приключений?

Манеры и мечты принцессы очень похожи на мечты диснеевских героинь мультфильмов «Русалочка» и «Красавица и чудовище».

В мультфильме тоже есть очень ярко исполненная песня, когда злодей по просьбе принцессы уносит ее в свой замок, чтобы она была пленницей, а Иван ее спас. Она поет как это здорово просто улететь и быть свободной. Эта музыка будет звучать в вашей голове как минимум 3 дня при том, что вы можете даже понимать ее гнусность, а в голове девочки подростка она будет звучать гораздо дольше.

То есть бросить серьезного, хорошего человека и улететь к развлечениям с первым встречным злодеем – это замечательно и классно.

Иван же снова пускается на поиски любимой принцессы и думает только о ней, а у Василисы мысли только о развлечениях.

Это не первый мультфильм о капризной, самовлюбленной принцессе. Подобный образ появляется во многих сказках. Но в итоге она обязательно либо получает по заслугам, либо перевоспитывается и становится умнее.

В рассматриваемом нами мультфильме нет и близко никакого порицания или исправления принцессы, наоборот, именно ее все жалеют и понимают, именно ей, а не Ивану, все помогают.

Показано только разочарование принцессы замком злодея – он не такой красивый и яркий как она ожидала.

Волк, Кот и Король вместе участвуют в поддельном похищении Василисы, чтобы она почувствовала романтику. Ивана все обманывают и держат за идиота, перед ним никто не извиняется. В конце Иван признает правоту принцессы.

Побеждает прозападная принцесса либералка-феминистка

А еще она мечтает о реформах. Конечно же, это либерально-демократические реформы. И я прекрасно понимаю, что этому научили принцессу в Оксфорде и Сарбоне, как именно страну без наследника оставить, какие именно реформы провести, нужные Оксфорду и Сарбоне.

Слова принцессы об открытой внешней политике повторяет сначала Царь, а потом и Иван, то есть капризное дитя учит жить взрослых людей. Открытая внешняя политика хороша, когда есть чувство собственного достоинства. Когда твоя страна полноправный партнер, имеет какой-то вес и голос, при этом не теряет самоидентичности. А русский Иван, превращаемый в американского супергероя, и русская принцесса, превращаемая в героиню американских мультфильмов, — это не чувство достоинства. Это растаптывание русской идентичности. Попытка копировать чужую. И в мультфильме этого растаптывания хватает.

Например, героиня русских сказок – скромная и непривередливая. В данном мультфильме все женщины зациклены на вещах, косметике и внешнем виде. На пути русского героя часто встречаются волшебные животные, помогающие советом или делом за доброту, а в мультфильме животное говорит в ключе “Ты мне – я тебе”. И есть еще ряд подобных моментов.

Сказка ложь, да в ней намек. Вот только тот ли намек? И тот ли урок? Судить каждому из вас. Напишите в комментариях, нравилось ли вам и вашим детям этот мультфильм? Спасибо сайту "Научи хорошему" за некоторую предоставленную информацию.

Если понравилась статья, не поленитесь поставить лайк и подписаться на канал, чтобы не пропускать новинки на канале. Всего хорошего! Живите жизнью, до скорого!