Найти в Дзене

КАК ПОНЯТЬ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ?

Готовность к школе относится к комплексу факторов, которые необходимо учитывать при оценке готовности ребенка к первому классу. Но мы разберем не только это, но и пару вопросов от наших родителей!

Важно учитывать психологическую и физиологическую готовность.

Психологическая готовность означает, что ребенок способен справиться с требованиями и режимом школьной жизни. Он должен быть готов к учебе, общению с учителями и одноклассниками, следованию расписанию и участию в уроках. Если у ребенка есть особенности развития или поведенческие проблемы, может быть полезно проконсультироваться со специалистом, таким как психолог, невролог или психиатр.

Кроме того, психологическая готовность включает умение ребенка разделяться с родителями и справляться с различными социальными ситуациями. Важно, чтобы ребенок умел общаться с другими людьми, находить компромиссы и решать конфликты.

Физиологическая готовность включает в себя общее физическое состояние и развитие ребенка. Рекомендуется пройти медицинский осмотр перед поступлением в школу, чтобы проверить зрение, слух и общее здоровье. Также важно обратить внимание на формирование мышечного корсета, чтобы ребенок мог удобно сидеть за партой и выполнять учебные задания. Состояние зубов также имеет значение, особенно передних зубов, которые влияют на правильное произношение звуков.

Если у ребенка происходит смена более большого количества зубов, это свидетельствует о переходе его организма на новую ступень развития.
-2

Готовность к школе также связана с знаниями и навыками, такими как мышление, внимание, логика и воображение. Важно, чтобы ребенок умел цифры и буквы, а также умел читать, поскольку это навыки, которым он будет учиться в первом классе.

Вот несколько важных моментов, которые помогут ребенку адаптироваться к школе:

  1. Режим дня, похожий на школьный. Установите адекватный режим дня, чтобы ребенок был более усидчивым в первом классе. Не забывайте, что уставший ребенок будет менее внимателен.
  2. Отдых, игра и общение. Сочетайте учебную деятельность с отдыхом. Ребенку необходимо достаточно отдыхать, играть и общаться, чтобы у него было достаточно сил для учебы.
  3. Поддержка семьи. Не давите на ребенка, чтобы он быстро приспособился к школе. Сравнивание его с другими одноклассниками может вызвать у него стресс и снизить концентрацию на уроках.
  4. Учебные навыки. Для развития навыков, которые помогут первокласснику в учебе, используйте пазлы, конструкторы, бисер и лепку. Эти занятия требуют активного участия. Однако не навязывайте ребенку то, что ему неинтересно. Пусть он занимается тем, что ему нравится. Например, если ему нравится раскрашивать картинки, позвольте ему делать это. Если у ребенка слабая концентрация, можно тренировать этот навык через игры, включая элемент времени.
  5. Бытовые навыки. Обратите внимание на развитие основных бытовых навыков у ребенка, таких как мытье рук, использование туалета, застегивание штанов, едa ложкой, сохранение чистоты рабочего места, умение одеваться и завязывать шнурки. Особое внимание стоит уделить навыку завязывания шнурков, поскольку это часто представляет проблему для детей. Учтите, что когда в классе 30 человек, учитель не может одновременно помочь всем завязать шнурки.

    РОДИТЕЛИ vs ВОПРОСЫ.

Мария: ...."Он просто говорит, что не хочет и все. Не пойду......"

  1. Поговорите с ребенком: Возьмите время, чтобы выслушать его и понять, почему он не хочет идти в школу. Откройте диалог и постарайтесь понять его опасения или причины беспокойства.
  2. Объясните значимость школы: Расскажите ребенку о том, что школа - это новый этап его жизни, где он сможет узнать много нового, завести новых друзей и развить свои интересы. Подчеркните положительные стороны школы и возможности, которые она предоставляет.
  3. Подготовка к школе: Включите ребенка в процесс подготовки к школе. Покупайте канцелярские товары вместе, выбирайте форму и рассказывайте о различных аспектах школьной жизни. Это поможет создать у ребенка положительные ассоциации с школой и даст ему больше уверенности.
  4. Встречи с будущими одноклассниками: Если возможно, организуйте встречи с родителями будущих одноклассников и детьми. Это поможет ребенку установить связи и дружеские отношения заранее, что может сделать его более комфортным в новой среде.
  5. Положительное отношение родителей: Поддержка и положительное отношение родителей очень важны для ребенка. Покажите ему, что вы верите в его способности и готовы поддержать его в этом новом этапе жизни.
  6. Сотрудничество с учителями: Узнайте, кто будет его учителем, и постарайтесь установить контакт с ними. Обсудите с ними ситуацию и попросите поддержку в интеграции ребенка в школьную среду.
  7. Постепенное приспособление: Если возможно, обсудите с учителем возможность постепенного приспособления ребенка к школе, начиная с более коротких учебных дней или полдня в школе. Это может помочь ему привыкнуть к новой среде постепенно.


Валерия: ...."Мы в садик не ходили. Как думаете на будет тяжело?......"

-3

Если ребенок не посещал детский сад, но активно взаимодействовал с другими детьми, например, посещал кружки и проводил время на игровых площадках, то в целом ему не требуется дополнительная подготовка. Единственное, что можно сделать, это сыграть с ним в игру "школа", чтобы он понимал, как устроена классно-урочная система. Можно посадить его за стол, дать возможность писать и рисовать, игровым образом показать, как поднимать руку для ответа на вопрос, объяснить, во что можно играть во время перемен.

У детей, которые не ходили в детский сад, но при этом были активными и социально адаптированными, проблемы с адаптацией в школе не возникают больше, чем у детей, посещавших детский сад.

Однако, если ребенок проводит большую часть времени с взрослыми, то за год до поступления в школу лучше активно включать его в детские коллективы. Показать ему систему образования с участием других детей, возможно, отправить его на ускоренный курс подготовки к школе, чтобы он мог наблюдать, как происходит вопрос-ответ, как нужно отвечать. Также можно записать его на кружки, где необходимо взаимодействие с другими детьми, на групповые занятия или отправить в летний дневной лагерь. Кроме того, важно много разговаривать с ребенком, рассказывать о том, что будет интересного в школе, что все дети разные, и что они будут общаться друг с другом, может быть, кому-то понравится, а кому-то нет, но они смогут справиться вместе. Важно подчеркнуть, что учитель и родители всегда будут рядом и окажут поддержку, если понадобится.

Если вы имеете сомнения относительно готовности своего ребенка к школе, рекомендуется обратиться к нашим специалистам, которые смогут провести диагностику и дать рекомендации на основе конкретных потребностей вашего ребенка.