Найти в Дзене
Правовые Мысли

Телефонные мошенники или сотрудники банка, кого бояться?

Иногда сотрудники банка, желая увеличить число заключенных кредитов, делают все, чтобы повесить на человека кредит, чем становятся опаснее телефонных мошенников, что и произошло в этом случае⬇️⬇️⬇️

Так, гражданка У. оформила кредит в банке «Хоум Кредит» на сумму 41 420 рублей, подписав среди прочих документов соглашение о дистанционном банковском обслуживании.

Через несколько дней ей на телефон поступил звонок от сотрудника этого банка, во время которого ей поступали SMS-сообщения, содержание которых она сообщила звонившему.

После, по обращению в банк, выяснилось, что каким-то «чудным образом» между ней и банком был заключен второй кредитный договор, подписанный электронной подписью, на сумму 550 тыс. руб. под 18,9% годовых на срок 60 месяцев. Деньги, якобы по ее заявлению, перечислены сразу банком в другой банк на карту неизвестного ей лица.

После этого гражданка У. сразу обратилась в полицию с заявлением, в результате чего было возбуждено уголовное дело о мошенничестве.

Также она обратилась с иском в суд о признании договора недействительным, так как он заключен путем обмана со стороны банка.

Все судебные инстанции отказали в иске, ссылаясь на то, что гражданка У. выразила свою волю на получение кредита и перечисление средств другому лицу путем подписания договора электронной подписью с помощью простого SMS-кода в соответствии с условиями соглашения о дистанционном банковском обслуживании.

Верховный суд вступился за обманутую женщину, отменив все незаконные решения нижестоящих судов и направив дело на новое рассмотрение. (определение от 23.05.2023 № 85-КГ23-1-К1)

В чем же ВС усмотрел обман?

- заключение кредитного договора, перевод средств в другой банк на неустановленный счет совершены одним действием - путем введения четырехзначного цифрового кода на латинском шрифте, направленного банком SMS-сообщением, что явилось нарушением Закона о защите прав потребителей о предоставлении информации на русском языке;

- лишь разговор по телефону с клиентом и передача кода из SMS-сообщения не могли считаться надлежащим ознакомлением с условиями кредитного договора и надлежащим требованием о перечислении средств в другой банк;

- так как зачисление денежных средств на счет и перечисление их на счет другого лица произведены одномоментно, то это не дает ясного понимания кому в действительности были предоставлены кредитные средства - истцу или другому лицу;

- отсутствие добросовестности и осмотрительности банка и не принятие мер предосторожности при выдаче кредитных средств с одновременным их перечислением другому лицу.

ВС РФ отметил, что такой упрощенный порядок предоставления потребительского кредита и распоряжения кредитными средствами противоречит порядку заключения договора потребительского кредита.

Вывод из всего, заключать кредитные договора нужно лично в отделениях банка, предварительно изучив все подписываемые документы!

Похожие статьи нашего канала⬇️⬇️⬇️ Подписывайтесь!

Пришел в банк, а оказалось к мошенникам!
Правовые Мысли20 июня 2023
Мошенники получили доступ к номеру «900» Сбербанка
Правовые Мысли24 мая 2023