Всегда проще и быстрее сделать что-то за ребенка: завязать шапку, надеть ботинки, вымыть посуду... иначе можно опоздать, ребёнок может что-то сломать или разбить, а потом придётся разгребать последствия.
И причём тут это, спросите вы? Но как можно ждать от человека самостоятельно принятых решений или действий, как можно ждать что он будет лидером если всегда всё делали и решали за него?
Может, и не всё и не всегда, но инициативу потихоньку подавляли. Ребёнок хотел помыть посуду, а его заставили убирать игрушки. В итоге он и посуду мыть не научился (интерес и желание отбили) и порядок наводить не любит (ассоциация с наказанием). Обращаю ваше внимание, мы не развиваем лидерские качества, а просто учим быть самостоятельным. Про лидеров в другой раз.
Те родители, которые считают что самостоятельность не нужна, ответьте себе на вопрос: долго ли я буду рядом и буду делать всё вместо него? Если вас всё устраивает, то я не навязываюсь, просто делюсь мыслями. А если не всё устраивает, то в какой момент всё пошло не по тому сценарию?
Например, замечательные поделки в детском саду, где родители соревнуются друг с другом. Меня всегда это удивляло. Главное, непонятно кому и зачем это надо. Вы знаете, что поделку в садик можно купить? Если не верите, то попробуйте вбить в интернете, сами все увидите. Мой сын никогда не занимал призовых мест за поделки, правда. Когда просили осеннюю поделку, то делал он её сам: брал шишку и лепил на неё пластилин. Спереди глазки и носик, сверху грибочки, ставил на картон и относил в сад. Понятно, что чем старше становился, тем больше деталей добавлялось, но технология и труд и дальше не были его любимыми предметами.
Напомню, самооценка формируется около 7 лет, поэтому он абсолютно не страдал, что его ёжик был не так крут как "осенняя фантазия" чьей-то мамы. Зато этого ёжика сделал он сам. Ну а дети, они же честно сами всё рассказывают, без утайки. И мне даже не приходилось объяснять сыну в чем разница между изделиями. Он сам, приходя из сада, рассказывал, кто и как делал эту поделку и как ребёнку не давали её даже потрогать чтобы не сломал.
Иногда сталкиваемся с тем, что ребёнок не умеет играть. В итоге, сложности в общении со сверстниками, проще общаться со взрослыми и родными. Как итог опять могут быть проблемы с самостоятельностью и независимостью. Если это ваша ситуация, то хочется у вас спросить: а вы его научили играть? Ведь у нас научение - это изменения в ходе практики. А он когда практиковался? Мамы маленьких детей удивляются, что столько игрушек, а ребёнок только с кастрюлей и половником играть хочет. А чего удивительного? Он же видел как мама "играет" с кастрюлей, а как мама играет с пирамидкой не видел. Вот и подражает. Всё вполне закономерно.
Может показаться, что я сама себе противоречу. Сначала говорю: дайте ребёнку свободу, пусть будет самостоятельным, а потом говорю: а научите его играть, он же сам не умеет.
Но мои слова дополняют друг друга.
Естественно, если вы видите, что вашему ребёнку плохо от чрезмерной самостоятельности и он не понимает что с ней делать, то надо помочь: организовать, сделать что-то вместе, может, даже сначала вместо, если есть необходимость. Как происходит любое обучение? Давайте на моём любимом примере самостоятельного приёма пищи.
Сначала мы кормим ребёнка ложкой, потом вместе (он берет эту ложку, размазывает всю еду по лицу и относит ложку мимо рта, а мы его всё-таки докармливаем, чтобы голодный не остался), а затем он уже сам в состоянии покушать самостоятельно. Мы всегда корректируем процесс обучения и воспитания в зависимости от ситуации "здесь и сейчас". Иногда вмешиваемся и подсказываем, иногда даём свободу.
Это не значит быть непоследовательным или дать слабинку, это значит быть гибким: слышать, слушать и учиться вместе.