Найти в Дзене
Университет «Синергия»

Метод Марии Монтессори для взрослых. Что такое Монтессори методика?

Оглавление

📚 В системе Марии Монтессори:

  1. Обучение – формирование и развитие культуры. Что это за культура? – человеческая культура, совокупность духовных и материальных ценностей, необходимых для эффективной и комфортной жизнедеятельности человека, конкретного человека (с его целями, мыслями, чувствами) в определенных культурных условиях социума (с его нормами и законами, этическими и нравственными установками). То есть для построения траектории развития необходим некий культурный идеал, по сути своей инвариантный, как и мир нас окружающий.
  2. Такая индивидуализация образования – не есть буквальная подстройка под потребности индивида: в таком контексте обучение не развивает, а представляется лишь репликацией кем-то и когда-то порожденных действий, мыслей, чувств, желаний. В данном случае индивидуализация образования – есть создание подготовленной среды, где дидактический материал выбирает сам обучающийся на основе собственного интереса. Следовательно, индивидуальное обучение основано на свободе выбора в соответствии с интересом обучающегося в организованной (соответствующей представлениям о формируемой культуре) среде.
  3. Немаловажно, что в образовательной системе культура, таким образом, «доходит через материал» и «выражена в систематической индивидуальной работе, имеющей в своей основе индивидуальный интерес». Необходимо чтобы мы, обучающие, «шли за ребенком», а он подсказал нам как организовать и построить школу». Таким образом, когда говорим о развитии (саморазвитии) и совершенствовании (самосовершенствовании) не забываем формулу: культура – материал – интерес – развитие.
  4. Основополагающим в этом пространстве постижения и формирования культуры является свобода места и свобода передвижения. Каждому в этом мире необходимо «хоть немного места, чтобы назвать его своим» (по Монтессори в природе человека есть потребность «к собственному дому», «прибежищу»). «А свобода передвижения развивает в человеке настоятельную потребность в фиксации мест. Вот почему ребенок, покидая класс не убегает на улицу, а ходит по другим группам и видит, что интересные вещи имеют свое продолжение». И взрослый тоже видит – человека ведет к природсообразному взаимодействию с миром именно этот закон – не разрушить, а познать и расширить свое место и места вокруг через познание.
  5. И последнее. «Нет ничего, что заставило бы вас узнать что-либо лучше, чем обучить этому другого, в особенности если сами вы знаете предмет недостаточно совершенно». Значит сотрудничество – основа развития.

❗ Резюме:

  • интерес приводит и ребенка, и взрослого к сосредоточению на учении,
  • сотрудничество и детей, и взрослых – бесценная образовательная база,
  • «инстинкт автономности», вернее его поддержка и развитие – «приводит к дисциплине и порядку». –

И все это – основы организации школы Мария Монтессори.

*цит. по Монтессори, М. О принципах моей школы. Пер с анг. В. Злотопольского. – М., 1996.

Сахнова Ирина Владимировна, преподаватель кафедры Психологии факультета Педагогики и психологии Университета «Синергия»

-2