Запах младенцев оказывает влияние на их родителей.
Точнее сказать, это совсем не запах, это вещество гексадеканал (HEX), у него нет запаха. Но, данное вещество попадая на рецепторы в носу, вызывает у взрослых смену эмоциональных переживаний.
Гексодеканал особенно много выделяется с кожи головы младенцев.
Сотрудники института Вейцмана (Израиль)в эксперименте просили группу добровольцев сыграть в игру, которая вводила их в психологический дискомфорт. Смысл игры заключалсяв том, чтобы разделить с другим человеком некоторую сумму виртуальных денег.
Участники эксперимента думали, что играют на самом деле с человеком, но их партнёром был компьютер, запрограммированный так, чтобы требовать себе 90% денег.
Если человек предлагал другому меньше 90%, на экране появлялась большое красное «НЕТ!», и это означало, что никто никаких денег вообще не получает.
У играющего была возможность отомстить жадному игроку, включив в его комнате громкий шум.
Уровень шума можно было менять от не очень сильного до очень сильного — так можно было понять, насколько разозлился человек.
Денег вернуть было уже нельзя, но, по крайней мере, можно было выплеснуть свою агрессию.
И самое важное: во время игры у половины игроков под носом была приклеена полоска с гексадеканалем, а у половины — такая же полоска, но без гексадеканаля - пустышка, чтобы можно было оценить и сравнить влияние гексодеканаля.
Выяснилось следующее: у женщин он усиливал агрессию в среднем на 13% — то есть игроки-женщины с гексадеканалем под носом с большей готовностью включали для «игрока» звук погромче.
А у мужчин с гексадеканалем агрессия падала, в среднем на 20%.
Магнитно-резонансная томография мозга (МРТ) показала, что при этом у женщин слабеет взаимодействие между зонами мозга, которые контролируют агрессивное поведение, а у мужчин взаимодействия между теми же зонами, наоборот, усиливается.
У млекопитающих с потомством материнская агрессия просыпается обычно в адрес того, кто покушается на её детёнышей, у самцов же агрессия направлена на самих детёнышей, неважно, своих или чужих. Однако как в этом случае обстоят дела у людей, ещё предстоит исследовать: всё-таки в эксперименте участвовали не родители с детьми, и агрессивность со стороны взрослых оценивали не в отношении детей, а в адрес партнёра по финансовой игре.
Но в целом можно сказать, что у людей поведение зависит от множества факторов, и вряд ли существует химический сигнал, который через обонятельную систему способен отдавать приказы нашему мозгу, так, чтобы поведением человека можно было бы управлять.
Ссылка на исследование:
https://www.science.org/doi/10.1126/sciadv.abg1530
#гинеколог_говорит
Леонид Перекрест
#кардиолог_насвязи
Евгения Кулакова