За три года своего существования Кавказская туземная дивизия, более известная как «Дикая» обросла большим количеством мифов и легенд. Ходили слухи, якобы ее воины одним своим видом внушали ужас врагу, а по жестокости превосходили средневековых варваров. Кто-то даже видел вроде как своими глазами, что их и пули не берут.
В годы Первой мировой войны в расположении «Дикой дивизии» несколько дней провел Илья Толстой, сын знаменитого писателя. Его поразило, как трепетно кавказцы относятся к женщинам и детям на занятых территориях:
«Мне показывали людей, которые на Кавказе прославились тем, что из мести уб̲или нескольких человек. И что же я видел? Я видел этих уб̲ийц, нянчивших и кормящих остатками шашлыка чужих детей. Я видел, как полки снимались со своих стоянок и как жители жалели об их уходе, благодарили их за то, что они не только платили, но и помогали своими подаяниями».
Доблесть и благородство в «Дикой дивизии» действительно ценились гораздо выше, чем умение пустить кому-то кровь. В архивах того времени не зафиксировано ни одного случая мародерства или насилия над мирным населением со стороны кавказских полков. В русской прессе их тогда называли не иначе, как «рыцари чести и долга».
Без эксцессов, конечно, не обходилось, как и в любых других войсках. Были и стычки между воинами, и жесткие конфликты. В таких случаях применялись дисциплинарные взыскания, но немного иные. Например, популярное в то время явление – порка солдат. В «Дикой дивизии» была под строжайшим запретом. Зато применялось публичное порицание. Для представителя аристократии или любого кавказца это был позор, которого следовало избегать любыми средствами. Угроза применения такого наказания действовала намного лучше любых порок и штрафов.
За время Первой мировой войны службу в Кавказской туземной дивизии прошли примерно 7 тыс. воинов. При этом они взяли в плен свыше 30 тыс. вражеских солдат и офицеров. Сухие цифры в данном случае – наглядное подтверждение того, что дивизия действовала очень эффективно. В чем же состоял секрет ее успеха?
Формирование Кавказской туземной дивизии закончилось в сентябре 1914 года, и вскоре ее эшелонами перебросили в Подольскую губернию. Сегодня эту территорию занимает ряд областей Правобережной Украины, а 100 с лишним лет назад там проходила граница между Российской империей и Австро-Венгрией. Это был очень сложный участок фронта: гористая местность и труднопроходимые тропы не позволяли обеспечить полноценное снабжение войск или выстроить плотное кольцо окружения. Кроме того, близилась зима, что создавало дополнительные риски. Но для вольных всадников «Дикой дивизии» это был привычный уровень сложности. Первые же вылазки показали, что решение отправить кавказские полки на этот участок фронта было правильным.
В декабре 1914 года, когда Первая мировая война шла уже четвертый месяц, русские отряды намеревались перейти в наступление в Прикарпатье и занять стратегическую высоту. На этом участке пролегала линия соприкосновения русских и австро-венгерских войск, но боевые действия застопорились здесь из-за погоды. Солдаты и лошади увязают в глубоком снегу, бушует метель, а мороз такой, что больно дышать.
Чтобы взять стратегическую высоту, необходимо было уничтожить лагерь противника в деревне Верховина Быстра. Добираться до этой деревни предстояло в обход по горным ущельям. И тогда в игру вступила Кавказская туземная дивизия, а точнее 2-я бригада дивизии в составе Татарского и Чеченского полков под командованием полковника Константина Хагондокова.
Деревня, в которой обосновались австрийские солдаты располагалась у подножия гор. Бойцы чувствовали себя в полной безопасности – кто решится их атаковать в такую погоду? Но смельчаки нашлись. Из белой пелены возникли свирепые всадники. С воем и улюлюканием, размахивая на ходу шашками, они ворвались в заметенную снегом деревню. Населенный пункт был взят, более 500 австрийских военнослужащих попали в плен.
Сами австрийцы потом назовут их «дьяволами в мохнатых шапках». Впрочем, о воинах Кавказской туземной дивизии, говорили и не такое. За успешное проведение операции командир дивизии великий князь Михаил Александрович представил полковника Хагондокова к награде – ордену Святого Владимира III степени.
Весной 1916 года Русская армия готовилась к масштабному наступлению на Юго-Западном фронте, который застыл в позиционном тупике все в том же Прикарпатье. Главной задачей было не продвижение вглубь территории противника, а отвлечение внимания. Союзники России в Первой мировой Франция и Италия терпели одно поражение за другим и взывали о помощи. План русского командования охватывал очень протяженный участок: от Ковеля до Черновиц. Это была одна из крупнейших операций Первой мировой. Позднее она получила название Брусиловского прорыва по фамилии ее вдохновителя и руководителя генерала Алексея Брусилова. Тогда войска Австро-Венгрии и Германии понесли тяжелое поражение, и немалую роль в этом сыграли воины Кавказской туземной дивизии.
Дивизия должна была выступать вместе со всеми. Но накануне чеченский разведывательный отряд из 60 человек во главе с князем Дадиани обнаружил слабое место в обороне противника – скрытый спуск к реке Днестр и мало защищенный выход из нее на другой берег. Решив не упускать шанс, воины направили своих лошадей в воду. Перебирались вплавь, держась за гривы. На середине реки противник их обнаружил и открыл пулеметный огонь. К счастью, никто не пострадал. Чеченцы в полном составе перебрались на тот берег и захватили плацдарм. Следом за ними рванули другие полки. Фактически кавказцы проложили путь всем остальным подразделениям на этом участке фронта. Император Николай II наградил весь отряд из 60 человек Георгиевскими крестами разных степеней и выразил глубокую признательность за преданность стране.
Есть мнение, что Брусиловский прорыв мог привести Российскую империю к победе в Первой мировой, но случилась революция. Новые власти решили выйти из войны и сконцентрировать свое внимание на решении внутренних проблем.
Изменения не обошли стороной и Кавказскую туземную дивизию. Ее переформировали в корпус, а менее чем через год она и вовсе распалась. Тем не менее за 3 года своего существования «Дикая дивизия» завоевала поистине легендарную воинскую славу и вошла в историю не только Кавказа, но и всей России.