Взгляд Джихангира упал на книжку знаменитого итальянца Николо Макиавелли. Его отец выписал ее и с необычайным интересом прочитал, после делился мыслями с сыном… «Так каковы качества идеального правителя?»- подумал Джихангир, небрежно проводя рукой по корочке запрещенного в Европе издания. Задумчивый вышел он из рабочего кабинета, опираясь на трость- впервые ему пришлось использовать опору, его тело неприятно ослабло.
«Его уважает и боится народ»- Джихангир не посещал стамбульский базар, однако отслеживал мнение общественности в этом рассаднике демократии- в общем и целом настроения толп были крайне доброжелательными, Джихангир чуть усмехнулся- пиаром он занимался едва ли не больше, чем реальными делами. Ничего личного, брал пример с английской коллеги королевы Елизаветы. Султан почувствовал небольшое головокружение, но заставил себя продолжать путь. Находиться на одном месте было просто невыносимо.
«Происходит улучшение жизни подданных»- Джихангир усмехнулся, в Англии лучше стало жить только аристократам, впрочем, именно они и оставляют след в истории, а простые люди… Джихангир и правда популистски снизил налоги, введя некоторое количество новых сборов, впрочем, торговля оживилась, а доходы казны даже выросли, и народ доволен правительством, направляя негатив на купцов и ремесленников.
«Улучшает обороноспособность страны» - Джихангир вспомнил, как один за одним уничтожал всех врагов империи, знатно покуражился в Персии, расколол клан сефивидов, он немного воевал, сохраняя жизни подданных, но добивался успехов дипломатическим путем (презрительно фыркнул, вспоминая Баязета, безрассудно бросившего на алтарь амбиций столько ресурсов). «Все это лишь привело к трону действительно умного человека»- снова промелькнула мысль у султана. Головокружение усилилось, стало сложнее дышать, пришлось остановиться, прислонившись к стене, жестом прогнал подбежавшего стражника. Решительно поднялся, подождав, пока приступ пройдет и последовал дальше. Словно неведомая сила гнала его прочь.
«Прирастание территориями»- история помнит не благосостояние подданных в моменте, а расширение империи, это часто вопрос пиара, но также и обороноспособности страны. Джихангир сделал то, что не удавалось никому из его предков, зайдя и удерживая столь далекие земли, что прежде не покорялись османам. Джихангир не просто сумел их присоединить, а сделал отделение попросту невозможным, привязав земли бывшего Парсуаша к метрополии торговыми и экономическими связами и поставив Персию на колени.
«Крепко держит власть»- не допускает смуты, Джихангир день ото дня укреплял авторитет и влияние, если поначалу бунты родственников не давали спокойно спать, то теперь никто не рискнет роптать, обширная сеть разведки оплела государство, а Джихангир точно паук взирает на это с высока.
«Оставить сильного преемника»- размышления Джихангира прервала словно неоткуда возникшая дверь покоев Фирузе, задумавшись, он бесцельно бросил ко дворцу, и ноги его сами принесли в кабинет почившей.
Продолжение следует...