Найти тему

Что пили в Париже в XIX веке

Jean_Geoffroy. Qui casse les verres les paie.
Jean_Geoffroy. Qui casse les verres les paie.

Эта сцена совершенно точно происходит на Королевской площади из прошлого поста. У картины назидательное название "Кто разбил, тот и платит", мальчишке еще, похоже, и уховерт произвели, но у детей тут такие взгляды, что возникает таки вопрос, кто разбил. Но разговор не об этом, а о том, что у продавца за спиной.

С конца XVIII столетия по городу стали ходить продавцы кокосовой воды, по-французски просто продавцы «de coco». Они носили на спине такие «фонтаны» и кружки на ремнях и наливали из крана напиток, не имеющий никакого отношения к кокосу, это была лимонная вода, настоянная на лакрице. В сосудах было два отсека, один, собственно, для напитка, во втором - чистая вода для мытья чашек. И тряпкой еще протирали их, да. Хотя таким же образом могли разносить кофе или смородиновую воду, любой другой напиток, кроме воды, водоносы – отдельная категория.

Георг Опиц. Мост Нотр-Дам. 1810.  ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Георг Опиц. Мост Нотр-Дам. 1810. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Известная парижская актриса, мадмуазель Марс 21 марта 1827 года устроила в своем доме в новом модном квартале Шоссе д'Антен костюмированный бал почти на тысячу гостей. Писатель и чиновник Огюст Ромье нарядился на этот бал Гебой, богиней юности, которая была виночерпием на Олимпе.

«<…> на голове красовался венок из коринфского винограда, а за спиной фляга вроде тех, в каких продавцы кокосового молока носят свой товар. Гости ходили за Ромьё и просили, чтобы он дал им напиться: «Дай кокоса, Ромьё!» С той поры за ним закрепилось прозвище «Кокос»; его называли не Огюстом, а Кокосом Ромьё». А. Мартен-Фюжье.
«Элегантная жизнь или как возник «весь Париж».

Было бы здорово представить какого-нибудь современного чиновника, особенно из наших, поучаствовавшего в таком костюме на балу без риска испортить репутацию и быть заподозренным во всех грехах.

Debucourt Philibert. La marchande de coco ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Debucourt Philibert. La marchande de coco ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Сосуды иногда устанавливали на столах и тогда они могли представлять собой копию римского Пантеона или собора Инвалидов, но традиционно все-таки это было портативное устройство, и носильщик всегда оказывался в местах наибольшего скопления публики, будь то «парад Национальной гвардии, скачки, запуск воздушного шара на Марсовом поле, народные гуляния, заставляющие население бежать то на Елисейские поля, то к Бастилии». У "фонтана" снизу могла быть палка, чтобы можно было опираться ею на землю и снимать груз с плеч, да и наливать так было удобнее.

Philipon Charles. Marchande de coco. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Philipon Charles. Marchande de coco. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

У особо патриотично настроенных продавцов, как на первой картине, «фонтаны» были украшены триколором или надписями типа «храбрым - бессмертие» или «честь французского флага».

Когда в Париже после определенного часа нельзя было купить алкоголь один продавец кокосовой воды приносил через заставу в своем сосуде коньяк из пригородной таверны. Однажды охрана все-таки захотела утолить жажду, и контрабандист был взят на месте.

А вот самое ценное изображение. Фотография 1900-1906 гг. Луи Вер. Продавцы кокоса и игрушек в саду Тюильри. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
А вот самое ценное изображение. Фотография 1900-1906 гг. Луи Вер. Продавцы кокоса и игрушек в саду Тюильри. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

А вот почему эта жидкость именовалась именно «кокосом» предстоит выяснить, пока никакой ясности по этому вопросу.

Этот пост несколько отличается от предыдущих, как вы, наверняка, заметили. Мы же развиваемся, да, поэтому, кроме описаний районов решила еще добавить вот такие зарисовки городской жизни. Надеюсь, зайдет, и тогда поговорим и про (некоторых) русских в Париже, и про еду, и еще про что-нибудь интересное.