Для начала, что такое Вогезы. Это первый французский департамент, принявший революционные преобразования. Когда постсоветские туристы пытались узнать у снобов-парижан, как попасть на площадь Вогезов, то были громко и безжалостно осмеяны. На фр. название площади звучит как «Вож», place des Vosges. Это имя она получила в 1800 г., а до того звалась Королевской.
Планы по устройству площади возникли у короля Генриха IV еще в 1605 г., сначала он хотел поселить здесь шелковую мануфактуру и создать питомник шелковичных деревьев и к лету мануфактура уже работала, миланские ткачи и их французские ученики жили в двенадцати возведенных для них домах.
Эта задумка не имела успеха, но площадь по единому плану, с одинаковыми фасадами из кирпича и камня, с аркадами по периметру была построена, а открыта уже после смерти Генриха, в 1612 г. большим праздником по случаю помолвки молодого короля Людовика XIII и Анны Австрийской и его сестры Елизаветы Французской с испанским королем Филиппом IV. На новой площади проходила карусель под руководством Антуана де Плювинеля. Горожане желали посмотреть действо и занимали все окрестные улицы и даже забирались на крыши. В центре площади была установлена миниатюрная копия окружавших площадь павильонов –
Дворец счастья, намекая на благополучие и достаток, который сулил этот двойной брак. Вдоль него шествовали тысячи ряженых – всего около пяти тысяч. В их числе были и средневековая принцесса верхом на драконе, который изрыгал пламя, рабы и дикари, индейцы и гиганты, пажи и трубачи, а вдобавок полдюжины слонов и носорогов.
Костюмы были такими же дорогими и причудливыми, как и сама постановка. «Дикари», например, были с ног до головы покрыты дубовыми листьями, сделанными из зеленого шелкового атласа; на «индейцах» были головные уборы с плюмажами из перьев, а также боа и даже украшенные перьями сапожки. Придворные щеголяли в нарядах из золотой парчи и бриллиантовых браслетах.
Появилась площадь не на пустом месте, хотя уже почти. Это место с к. XIV века занимал отель Турнель, названный так из-за многочисленных башенок, построенный канцлером Франции Пьером д'Оржемоном. Потом там жил Леон де Лузиньян, последний король Армении, потом отель принадлежал герцогу Орлеанскому, тому самому, убитому, но основным работам по расширению и украшению отель Турнель обязан герцогу Бедфорду, наместнику английского короля, чьей резиденцией стал отель во время английской интервенции.
По сути, отель де Турнель представлял собой такое же собрание нескольких отелей, садов, дворов, галерей, часовен и зверинцев, как и отель Сен-Поль. После изгнания англичан отель занял король Карл VII в 1436 г, какое то время там проводил Людовик XI, по приказу которого в садах появился лабиринт и обсерватория, но самым известным его жильцом стал Генрих II, который там и умер после турнира в 1559 г. Король умирал мучительно несколько дней, а придворные врачи, в попытках его спасти, требовали себе головы заключенных, для опытов. По известному выражению Гюго: " …Удар копья Монтгомери сотворил площадь Вогезов." После смерти мужа Екатерина Медичи навсегда покинула отель Турнель, его долго сносили, на его месте образовался конный рынок.
И это место, будь то рынок или уже площадь, привлекали дуэлянтов. В 1578 здесь произошла знаменитая дуэль любимцев Генриха III, Келюса, Можирона и Ливаро с противниками. Дрались вроде из-за дамы, было двое дуэлянтов Келюс и Шарль де Бальзак, барон д’Антраг, остальные секунданты, но они тоже участвовали уже и не в поединке, а в драке с применением оружия. Из 6 участников выжили двое, король был безутешен. (см. "Графиня де Монсоро", но с поправкой на автора)
12 мая 1627 года состоялась еще одна дуэль между Франсуа де Монморанси, графом Бутвилем и маркизом де Бёвроном. Поводом была другая дуэль, на которой Монморанси убил противника, вот маркиз за него мстил. Итогом дуэли стала не сатисфакция, а казнь Монморанси, как человека 23 раза нарушавшего королевский эдикт о запрете дуэлей. Ни слезы беременной жены графа, ни заступничество высокопоставленных родственников его не спасли, Людовик XIII и Ришелье были непреклонны.
И еще одна дуэль 1643 г., и тут очень интересны стороны - внук Генриха Гиза и внук адмирала Колиньи! Представители этих семей опять принадлежали к разным лагерям: Гиз был из круга мадам де Монбазон, а Колиньи - из круга мадам де Лонгвиль. А первая мадам была любовницей мужа второй (следите за мыслью?) и обнародовала (якобы) ее письма к Колиньи, с которым у той был роман. В общем, дамы враждовали, мужчинам приходилось трудно. В этой схватке опять победили Гизы.
Площадь почти замкнутая, имела входы с 4 сторон под аркадами и еще один почти секретный, ведущий из дворца Сюлли. Он и сейчас действует. Из садов отеля Сюлли на ул. Сент-Антуан можно коротким путем пройти на площадь. Сюлли, как говорят, так и делал. И Таллеман де Рео довольно иронично описывает эти прогулки:
Наш Суперинтендант, спустя двадцать пять лет с лишним после того, как прошла мода на цепи и бриллиантовые знаки, каждый день, надевая их на себя для украшения, прогуливался в таком виде под портиками Королевской площади, находившейся неподалеку от его особняка. Все прохожие смеялись, с любопытством глядя на него.
Нынешняя ул. Бираг ведет к главному зданию на площади, к павильону Короля, который там никогда не жил, павильон этот служил образцом для прочих зданий, но несмотря на настойчивость Генриха в части единообразия, собственники все равно то балкон пристраивали, то окна мансардные пробивали.
Через площадь напротив находится чуть более низкий павильон Королевы и каждый дом на площади имеет свое имя: например отель Куланж, где родилась маркиза Севиньи, а потом жила Айседора Дункан (№1-бис). Отель в доме № 6 называется Роган-Гемене, по имени главных владельцев, здесь жила знаменитая Марион Делорм, куртизанка и интриганка, а позднее автор «Марион Делорм» Виктор Гюго прожил 16 лет. Он обосновался здесь в 1833 г., когда на площади открылся цветочный рынок. В его квартире сегодня – музей. По этому же адресу Дюма поселил Миледи, но в XVII столетии нумерации домов в Париже не было и в помине. № 21 – отель Ришелье, но то что он здесь жил никак не подтверждено. И еще отели де Рибо, де Фурси, де Шабан, всего 30, было 34. И конечно во многих есть внутренние дворы.
Открытие площади послужило началом для развития района Марэ, для постройки множества аристократических жилищ вокруг, хотя изначально ее жители не отличались высоким происхождением, дома занимали люди, работавшие на производстве шелка и даже один каменщик. Социальный состав сменился несколько позже. Королевская площадь стала
"первым значимым современным архитектурным проектом Парижа, первым распланированным публичным пространством, оригинальной современной городской площадью – и вторым местом (после Нового моста), вокруг которого стал формироваться новейший Париж."
Но Гюго жил уже в захудалом месте, остававшимся таким до середины ХХ в. Вот, например, карикатура, опубликованная в журнале «Шаривари» 18 октября 1844 года, на Королевской площади прогуливаются нелепые буржуа со своими не менее нелепыми женами и с такими же диалогами: "Эй, Радиге, как здоровье? Месье Рамашар, вы видите опустошенного человека. Вчера я потерял еще шестнадцать су в пикет!" (карточная игра).
Но сегодня, специально проводила опрос, площадь Вогезов, как одно из любимых мест в Париже упоминают почти все побывавшие там. Там же прекрасно сидится в кафе под аркадами, наблюдается за пикниками на газоне, можно работы художников изучать, первый и единственный раз купила там небольшую картину уличного художника. В павильоне Королевы - роскошный отель и еще пара таких отелей и апартаментов, вызывающе дорогой ресторан "Амброзия" с 3 звездами Мишлен и несколько нормальных, кафе для собак есть, чайный магазин, начальная школа и даже синагога. Центральную часть площади занимает сквер Людовика XIII с его же скульптурным изображением. Ограду именно этого сквера разобрали в 1789 г. революционеры и использовали в качестве пик.
Избранная библиография:
Lucien Lambeau. La Place Royale : la fin de l'hôtel des Tournelles, le camp des Chevaliers de la gloire, les duels historiques, la Fronde, la Révolution, l'appartement du Mis de Favras, à travers le théâtre, Marion Delorme, les scandales, les amours, scènes ridicules et burlesques.
Julien de Gaulle. Nouvelle histoire de Paris et de ses environs. Tome 3
Джоан Дежан. Как Париж стал Парижем. История создания самого притягательного города в мире