Найти тему

Родная усадьба в творчестве Станислава Жуковского. Предлагаю посмотреть на имение Старая Воля глазами художника

«Певцом дворянских усадеб» называют Станислава Жуковского за созданный им жанр усадебного пейзажа.

И это одна из самых любимых его тем в творчестве, о которой я обязательно расскажу отдельно. А сегодня хочу показать вам несколько картин, которые он посвятил своей родной усадьбе Старая Воля.

Родители Станислава были вынуждены покинуть Польшу: за политические взгляды отец мальчика был лишен дворянского титула и своих польских владений. Семья поселилась в Гродненской губернии в имении Старая Воля, которое они арендовали. Жили Жуковские очень скромно.

Отец будущего художника, Юлиан Жуковский, был человеком суровым, утратив свои титулы, он сохранил дворянские амбиции. Поэтому вкладывал накопления в образование детей и тягу сына к рисованию не одобрял, а ругал его за неуспехи в постижении точных наук.

Мать мальчика, наоборот, поддерживала его в стремлении стать художником. Мария Вержбицкая родилась в Варшаве, а во Франции получила прекрасное образование. Оказавшись с мужем в изгнании, она посвятила себя детям. Она учила своих двух сыновей и дочь иностранным языкам, музыке и рисованию. Успехи младшего Станислава её особенно радовали. Но она была не в силах противостоять изменившемуся характеру мужа, жизнь её была несчастна и вскоре она умерла.

После смерти матери Станислав решился на побег из дома и в 1892 году тайно поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

И теперь, зная эти нюансы биографии художника, давайте посмотрим на его картины, посвященные родной усадьбе.

Самые первые работы написаны в 1890-91 годах, ещё до «побега».

На первой картине «В Старой Воле летом» указан год создания – 1890-й. В это время будущий художник ещё учится в Белостокском реальном училище и пробует себя в живописи, беря уроки у своего первого преподавателя Сергея Южанина.

Станислав Жуковский. В Старой Воле летом. 1890-е. Холст на картоне, масло. Частное собрание
Станислав Жуковский. В Старой Воле летом. 1890-е. Холст на картоне, масло. Частное собрание

На картине художник смотрит на родную усадьбу издалека, с дороги, находясь уже за оградой, словно прощаясь.
Тот же сюжет на картине 1891 года
«Моросит. Усадьба в пасмурный день», только окрашена она в менее радостные цвета. Это первые пробы художника и по размеру обе эти работы совсем небольшие – 12 х 17,3 и 14,2 х 20,5 см.

Станислав Жуковский. Моросит. Усадьба в пасмурный день. 1891. Холст, масло. Частное собрание
Станислав Жуковский. Моросит. Усадьба в пасмурный день. 1891. Холст, масло. Частное собрание

И сразу хочу вам показать тот же сюжет в картине, написанной значительно позже, уже состоявшемся живописцем.

Станислав Жуковский. После дождя. 1935. Холст, масло
Станислав Жуковский. После дождя. 1935. Холст, масло

Тема прощания с родным домом нашла отражение и в серии работ, созданных в 1902 году. На картине «Рассвет. Разъезд» мать на крыльце усадебного дома провожает сына, говорит ему напутственные слова. Отец остался где-то в стороне, а молодой человек уже спускается со ступенек. Сейчас подадут экипаж, и он отправится в новую жизнь.

Станислав Жуковский. Рассвет. Разъезд. 1902. Холст, масло. Симферопольский художественный музей
Станислав Жуковский. Рассвет. Разъезд. 1902. Холст, масло. Симферопольский художественный музей

Вторая работа с похожим сюжетом «Разъезд на рассвете» выполнена в более мрачных тонах, пропадает синева и вместе с ней становится меньше ностальгического, сентиментального настроения. На крыльце изображены гости, которые разъезжаются по своим домам, оставляя хозяев в большом пустом доме.

Станислав Жуковский. Разъезд на рассвете. 1902. Холст, масло. Одесский художественный музей
Станислав Жуковский. Разъезд на рассвете. 1902. Холст, масло. Одесский художественный музей

Существует также серия картин, на которых изображен усадебный дом в имении Старая Воля весной, в окружении цветущих кустов и с клумбой на переднем плане.

Впервые он появляется в ранней работе, датированной 1896 годом.

Станислав Жуковский. Май. Дом Жуковских в имении Старая Воля. 1896. Холст, масло. Частное собрание
Станислав Жуковский. Май. Дом Жуковских в имении Старая Воля. 1896. Холст, масло. Частное собрание

А вторая работа «Бессонная ночь. Светает» написана уже после окончания художественного училища в 1903 году. На ней на переднем плане Жуковский изобразил задремавшую на садовом стуле хозяйку дома. Считается, что художник обращается к образу своей матери, которая опечалена судьбой своей разоренной семьи.

Станислав Жуковский. Бессонная ночь. Светает. 1903. Холст, масло. Тверская областная картинная галерея
Станислав Жуковский. Бессонная ночь. Светает. 1903. Холст, масло. Тверская областная картинная галерея

Сохранился и эскиз к картине, выполненный в более темных тонах. На нем ещё далеко до рассвета.

Станислав Жуковский. Бессонная ночь. Светает. Эскиз к одноименной картине из Тверской картинной галереи. 1903. Холст, масло. Частное собрание
Станислав Жуковский. Бессонная ночь. Светает. Эскиз к одноименной картине из Тверской картинной галереи. 1903. Холст, масло. Частное собрание

Картина «Бессонная ночь. Светает» в 1904 году участвовала в выставке передвижников и была очень тепло встречена как зрителями, так и критикой. Э.А. Старк писал: «…чем более в нее вглядываешься, тем более постигаешь всю прелесть этого создания художника, и уже нет сил оторваться от него, хочется смотреть, смотреть и впитывать в себя разлитое в нем настроение».

Позже Жуковский создал второй вариант картины, который дошел до нас, сохранившись на дореволюционной открытке.

Станислав Жуковский. Бессонная ночь. Светает. Эскиз к одноименной картине. Открытка. До 1917. Издание акционерного общества Гранберг, Стокгольм
Станислав Жуковский. Бессонная ночь. Светает. Эскиз к одноименной картине. Открытка. До 1917. Издание акционерного общества Гранберг, Стокгольм

Для картины «Бессонная ночь. Светает», как и для ещё одной работы с названием «Бессонная ночь» позировала первая супруга художника Александра.

Супруга Станислава Жуковского Александра Игнатьева. 1903. Фотоэтюд к картине «Бессонная ночь»
Супруга Станислава Жуковского Александра Игнатьева. 1903. Фотоэтюд к картине «Бессонная ночь»

На картине «Бессонная ночь» мы тоже видим молодую женщину в белом платье, уснувшую перед рассветом на свежем воздухе. Только на этот раз сон застал её на открытой террасе.

Станислав Жуковский. Бессонная ночь. 1903. Холст, масло
Станислав Жуковский. Бессонная ночь. 1903. Холст, масло

Принято считать, что эти работы 1903 года стали для художника прощанием и с родным домом, и с грустными воспоминаниями о детстве и юности. Сам же Станислав Жуковский никогда не комментировал данные работы, но картину «Бессонная ночь. Светает» считал одной из самых лучших в своем творчестве.

А мы благодаря этим произведениям теперь знаем, как выглядел дом, в котором прошло его детство.

С любовью, ваша Света В.

Мой Телеграм-канал, где я всегда размещаю анонсы своих новых публикаций

Света В Литературе и Искусстве