«Певцом дворянских усадеб» называют Станислава Жуковского за созданный им жанр усадебного пейзажа.
И это одна из самых любимых его тем в творчестве, о которой я обязательно расскажу отдельно. А сегодня хочу показать вам несколько картин, которые он посвятил своей родной усадьбе Старая Воля.
Родители Станислава были вынуждены покинуть Польшу: за политические взгляды отец мальчика был лишен дворянского титула и своих польских владений. Семья поселилась в Гродненской губернии в имении Старая Воля, которое они арендовали. Жили Жуковские очень скромно.
Отец будущего художника, Юлиан Жуковский, был человеком суровым, утратив свои титулы, он сохранил дворянские амбиции. Поэтому вкладывал накопления в образование детей и тягу сына к рисованию не одобрял, а ругал его за неуспехи в постижении точных наук.
Мать мальчика, наоборот, поддерживала его в стремлении стать художником. Мария Вержбицкая родилась в Варшаве, а во Франции получила прекрасное образование. Оказавшись с мужем в изгнании, она посвятила себя детям. Она учила своих двух сыновей и дочь иностранным языкам, музыке и рисованию. Успехи младшего Станислава её особенно радовали. Но она была не в силах противостоять изменившемуся характеру мужа, жизнь её была несчастна и вскоре она умерла.
После смерти матери Станислав решился на побег из дома и в 1892 году тайно поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
И теперь, зная эти нюансы биографии художника, давайте посмотрим на его картины, посвященные родной усадьбе.
Самые первые работы написаны в 1890-91 годах, ещё до «побега».
На первой картине «В Старой Воле летом» указан год создания – 1890-й. В это время будущий художник ещё учится в Белостокском реальном училище и пробует себя в живописи, беря уроки у своего первого преподавателя Сергея Южанина.
На картине художник смотрит на родную усадьбу издалека, с дороги, находясь уже за оградой, словно прощаясь.
Тот же сюжет на картине 1891 года «Моросит. Усадьба в пасмурный день», только окрашена она в менее радостные цвета. Это первые пробы художника и по размеру обе эти работы совсем небольшие – 12 х 17,3 и 14,2 х 20,5 см.
И сразу хочу вам показать тот же сюжет в картине, написанной значительно позже, уже состоявшемся живописцем.
Тема прощания с родным домом нашла отражение и в серии работ, созданных в 1902 году. На картине «Рассвет. Разъезд» мать на крыльце усадебного дома провожает сына, говорит ему напутственные слова. Отец остался где-то в стороне, а молодой человек уже спускается со ступенек. Сейчас подадут экипаж, и он отправится в новую жизнь.
Вторая работа с похожим сюжетом «Разъезд на рассвете» выполнена в более мрачных тонах, пропадает синева и вместе с ней становится меньше ностальгического, сентиментального настроения. На крыльце изображены гости, которые разъезжаются по своим домам, оставляя хозяев в большом пустом доме.
Существует также серия картин, на которых изображен усадебный дом в имении Старая Воля весной, в окружении цветущих кустов и с клумбой на переднем плане.
Впервые он появляется в ранней работе, датированной 1896 годом.
А вторая работа «Бессонная ночь. Светает» написана уже после окончания художественного училища в 1903 году. На ней на переднем плане Жуковский изобразил задремавшую на садовом стуле хозяйку дома. Считается, что художник обращается к образу своей матери, которая опечалена судьбой своей разоренной семьи.
Сохранился и эскиз к картине, выполненный в более темных тонах. На нем ещё далеко до рассвета.
Картина «Бессонная ночь. Светает» в 1904 году участвовала в выставке передвижников и была очень тепло встречена как зрителями, так и критикой. Э.А. Старк писал: «…чем более в нее вглядываешься, тем более постигаешь всю прелесть этого создания художника, и уже нет сил оторваться от него, хочется смотреть, смотреть и впитывать в себя разлитое в нем настроение».
Позже Жуковский создал второй вариант картины, который дошел до нас, сохранившись на дореволюционной открытке.
Для картины «Бессонная ночь. Светает», как и для ещё одной работы с названием «Бессонная ночь» позировала первая супруга художника Александра.
На картине «Бессонная ночь» мы тоже видим молодую женщину в белом платье, уснувшую перед рассветом на свежем воздухе. Только на этот раз сон застал её на открытой террасе.
Принято считать, что эти работы 1903 года стали для художника прощанием и с родным домом, и с грустными воспоминаниями о детстве и юности. Сам же Станислав Жуковский никогда не комментировал данные работы, но картину «Бессонная ночь. Светает» считал одной из самых лучших в своем творчестве.
А мы благодаря этим произведениям теперь знаем, как выглядел дом, в котором прошло его детство.
С любовью, ваша Света В.
Мой Телеграм-канал, где я всегда размещаю анонсы своих новых публикаций