На Петербургском экономическом форуме наш Президент заговорил о новой экономике. Он назвал ее «Проактивная экономика» или «Экономика предложения». И перечислил основные направления ее формирования и развития. Проблематика крайне важная, поэтому специально для уважаемых подписчиков я решил выделить моменты речи Президента, связанные с этим новым для нас явлением. Ведь Владимир Путин, по сути, говорил об осуществлении модернизации существующей экономики, ее реформе. Да еще и раздал соответствующие указания Правительству!
Цитата:
«Нам нужна проактивная экономическая политика, которая может строиться и реализовываться в тесной связке с представителями делового сообщества – с нашими предпринимателями.
По сути, речь идёт о переходе на качественно новый уровень развития – о суверенной экономике, которая не только реагирует на рыночную конъюнктуру и учитывает спрос, а сама формирует этот спрос.
Такая экономика, её часто называют экономикой предложения (!), предполагает масштабное наращивание производительных сил и сферы услуг, повсеместное укрепление инфраструктурной сети, освоение передовых технологий, создание новых современных индустриальных мощностей и целых отраслей, в том числе по тем направлениям, где мы пока не проявили себя должным образом, но возможности для этого – научные возможности, творческий потенциал – у нас, конечно, имеются».
Владимир Путин
Направления развития «Экономики предложения»:
- Занятость и совершенствование структуры занятости;
- Расширение предпринимательской активности;
- Обеспечение роста инвестиций;
- «Бережное производство» — повышение эффективности реального сектора и сферы услуг, увеличение производительности труда за счёт устранения «узких мест», ликвидации потерь, внедрения оптимальных решений;
- Активная автоматизация и освоение технологий искусственного интеллекта.
К каждому из этих пунктов Президент добавил свои указания в адрес Правительства:
Про занятость:
- Нарастить возможность получения новых специальностей, в том числе в сфере информационных технологий или по другим техническим направлениям, компетенции для работы в формате удалённой занятости;
- Установить для учебных заведений специальные ключевые показатели эффективности, главный из них – это качество занятости выпускников. На основе такого подхода предложено сформировать рейтинги учебных заведений профессионального образования;
- Ежегодно готовить пятилетний прогноз потребности в кадрах на уровне всей экономики, для максимально гибкого учитывания меняющихся трендов, новых запросов рынка труда и приоритетов в развитии отраслей экономики;
- Подготовить предложения по развитию такого инструмента, как ученический договор. Его смысл в том, что работодатель за свой счёт отправляет сотрудника учиться, повышать квалификацию, а работник в свою очередь получает гарантию трудоустройства на более квалифицированное рабочее место;
- Пособие на ребёнка до полутора лет, а также единое детское пособие выплачивать в течение всего периода времени, на который они назначены, независимо от того, увеличился доход семьи или нет (с целью мотивации к трудоустройству);
- Закрепить понятие «частичная занятость» в законе, чтобы поддержать граждан, которые ухаживают за детьми-инвалидами (чтобы не теряли льготы при подработке).
Про предпринимательскую активность:
- Предоставить возможность участникам социального контракта проходить дополнительное обучение предпринимательским навыкам на базе центров «Мой бизнес» за счёт государства;
- Продлить механизм зонтичных поручительств «Корпорации МСП» (если предпринимателям не хватает залога для получения кредита) до 2030 года. Определить целевые показатели увеличения лимитов объёмов такого кредитования. Расширить охват этой меры — включить сюда так называемую категорию МСП плюс (некрупные предприятия, которые выросли за последние годы);
- Предоставить (Правительству) предложения по созданию комфортного перехода из статуса МСП на более высшую ступень (включая запуск льготного переходного режима налогообложения(;
- Если бизнес не связан с высокими рисками причинения вреда гражданам или окружающей среде — освободить от проверок, ни в плановом порядке, ни во внеплановом;
- Трансформировать деловой климат, сформировать дружественную, благоприятную среду для предпринимательства в градостроительстве, в высокотехнологичном бизнесе, включая использование искусственного интеллекта, а также в туризме и в сфере интеллектуальной собственности;
- Разработать отечественную модель целевых условий для ведения бизнеса на национальном уровне;
- Ликвидировать размытые формулировки в нормативной базе и «резиновые статьи», свести к минимуму случаи, когда расследования нарушают работу предприятия, становятся причиной распада трудовых коллективов;
- Повысить пороги (как минимум в два раза) крупного и особо крупного имущественного ущерба, который не связан с хищениями, а также за нарушение авторских и смежных прав. То же самое сделать для экономического состава преступлений, где не применяется лишение свободы (уклонение от раскрытия информации по законодательству о ценных бумагах);
- Закрепить норму в законодательстве о том, что проверки (там, где они остаются) должны проводиться только профильными ведомствами и строго отслеживать выполнение этой нормы;
- Ускорить возвращение активов в ключевых отраслях в российскую юрисдикцию, в том числе упростить процедуру перехода бизнеса в Россию и регистрацию в специальных административных районах в тех случаях, когда такой переезд, образно говоря, блокируется зарубежной стороной либо вовсе не предусмотрен в их законодательстве.
Для обеспечении роста инвестиций:
- Совершенствовать дальше и укреплять инструменты, нацеленные на кредитование проектов по укреплению технологического суверенитета России. Запустить для таких проектов программу «зонтичных» поручительств ВЭБа в объёме до 200 миллиардов рублей;
- Запустить облигации с правом на долю в выручке компаний (период обращения таких облигаций может быть разным, вплоть до бессрочного);
- Обеспечить привлечение долгосрочных сбережений граждан с применением системы страхования (когда государство гарантирует возврат определенной суммы);
- Целевым образом сориентировать инструмент предоставления регионами налогового вычета на проекты, связанные с укреплением технологического суверенитета нашей страны, в первую очередь в регионах с небольшими бюджетными возможностями (с применением бюджетных кредитов на льготных условиях).
О бережном производстве:
Увеличить обороты бережного и эффективного производства, причём не только в базовых отраслях экономики, но и в других секторах, в социальной сфере. Для этого — задействовать ресурс Федерального центра компетенций, расширить его мандат.
Об автоматизации и освоении технологий искусственного интеллекта:
- Повысить темпы автоматизации добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, транспорта и логистики, торговли и многих других сфер;
- Способствовать внедрению «управления на основе данных». Этот подход должен применяться практически повсеместно в системе транспорта и связи, медицине, образовании, органах власти и так далее. Поддерживать подготовку отечественного программного обеспечения в сфере больших данных, запускать проекты в области искусственного интеллекта и, конечно, заниматься укреплением информационной безопасности, отслеживать оборот данных, чтобы они не причинили ущерба национальной безопасности и интересам наших граждан.
---------------------------------------------------
Вот так выглядит видение нашего Президента будущего нашей экономики, а значит и нашей с вами жизни, жизни наших детей. Очевидно, что он хорошо осведомлен и о текущих проблемах в стране, и о тенденциях общемирового и даже цивилизационного развития. Его адресный подход в решении насущных проблем государства сочетается с успешными действиями на уровне мировых и планетарных изменений.
Лично я нисколько не разочарован в нашем лидере. Его выступление на ПМЭФ-2023 в очередной раз подтвердили правильность моего выбора и усилили уверенность в нем. Впереди у нас много интересного и позитивного!
Читайте статьи «ДИVАННОГО ПОЛИТИКАНА» где Вам удобно:
На сайте divanpolitikan.ru
В Telegram-канале
ВКонтакте
В Одноклассниках
Смотрите видео на Rutube