В начале 1940 года британские ВВС получили прекрасный двухмоторный бомбардировщик-торпедоносец и морской разведчик, который хвалили все пилоты, воевавшие на нем на всех театрах военных действий, однако почему-то этот прекрасный самолет заметными успехами так и не прославился, хотя их было выпущено в количестве более 2 тысяч экземпляров.
Из семейства «Бристолей» любителям боевой авиации периода Второй Мировой войны хорошо известны такие самолеты, как «Бленхейм» и «Бофайтер». Они начали и закончили довольно успешное развитие двухмоторных многоцелевых боевых самолетов известной английской авиационной фирмы.
А вот бомбардировщик-торпедоносец «Бофорт» (Bristol Beaufort) являлся переходным звеном между «Бленхеймом» и «Бофайтером», и из-за своего «центрального промежуточного» положения, а также относительно скромной боевой биографии этот самолет не получил слишком уж широкой известности. Однако даже при этом он, без всяких сомнений, также занимает довольно видное место в истории мировой авиации.
Рождение этого интересного самолета происходило так. Летом 1935 года английское министерство авиации составило комплекс требований к морскому разведчику-торпедоносцу берегового базирования. В борьбу за выгодный заказ тот час же вступили фирмы «АВРО», «Бристоль» и «Блэкборн» - признанные лидеры самолетостроения в этой сфере.
Итоговую победу одержала фирма «Бристоль», выступившая с проектом «Тип 152». Новый самолет был создан на базе известного легкого бомбардировщика фирмы «Бленхейм», на нем установили более мощные двигатели «Бристоль Таурус», увеличили запас топлива и ввели четвертого члена экипажа – штурмана-навигатора. Проект выглядел просто прекрасно, а репутация фирмы не оставляла сомнений в том, что машина получится не менее выдающейся.
Министерство приняло решение о закупке новой машины, присвоив ей официальное название «Бофорт». Контракт на поставку 78 серийных экземпляров подписали 22 августа 1936 года, еще до окончания постройки прототипа.
Но, как оказалось, с этим шагом явно поторопились. Проблемы с довольно новым двигателем «Таурус» и механизмом уборки шасси очень надолго оттянули начало испытаний самолета. Таким образом прототип L-4441 поднялся впервые в воздух только 15 октября 1938 года, но и это был не окончательный срок, потому что еще целый год был потрачен на самые разные крупные и мелкие доработки, а также не менее хлопотную и длительную подготовку к серийному производству.
Наконец, первый серийный «Бофорт» выкатили из сборочного цеха, и произошло это событие в ноябре 1939-го, когда в Европе уже практически вовсю шла Вторая Мировая война. А ранней весной следующего, 1940 года, новые машины после окончания подготовки пилотов и технического персонала начали выполнять боевые задания.
А теперь немного о конструкции нового английского ударного самолета и вооружении.
«Бристоль Бофорт» создавался как четырехместный двухмоторный свободнонесущий среднеплан, конструкция – цельнометаллическая с полумонококовым фюзеляжем, имевшим гладкую обшивку, выполненную из дюралюминия. В передней секции фюзеляжа была оборудована хорошо остекленная кабина штурмана, который выполнял и функции бомбардира. С правой стороны кабины находился блок навигационных приборов, а слева разместился бомбовый прицел. Кроме того, для защиты передней полусферы в носовом остеклении допускалась установка пулеметов «Виккерс» - один или два, в зависимости от обстановки. Располагались они на подвижном лафете, огонь из них вел штурман-бомбардир.
Двухместная кабина экипажа напрямую сообщалась с кабиной штурманской - бомбардир в случае необходимости мог быстро занять место справа от летчика и взять на себя непосредственное управление машиной. За креслом пилота было отделение радиста-оператора бортовой РЛС, за ним, в свою очередь, находился боевой пост стрелка, который вел стрельбу из цельноповоротной застекленной башни типа «Болтон-Пол». В этой башне, оснащенной электрическим приводом, обычно устанавливалась спарка пулеметов «Виккерс».
Оперение машины было реализовано в классическом виде, рули поворота имели аэродинамическую роговую компенсацию и в полете управлялись триммерами, покрытыми полотном.
Самолет имел цельнометаллическое крыло, конструкция – двухлонжеронная, обшивка - гладкая работающая, состоит из центроплана и пристыкованных к нему консолей под углом 4 градуса, в виде поперечного «V» . Между лонжеронами располагались топливные баки, два из них помещались в центроплане, и два - в консолях. В передние кромки обоих консолей были вмонтированы круглые по сечению воздухозаборники маслорадиаторов, а в левой консоли, кроме этого, был установлен курсовой пулемет синхронного типа, фотокинопулемет и монтировалась посадочная фара.
Ко второму лонжерону были прикреплены металлические посадочные щитки в четыре секции и элероны, обшитые полотном.
Силовая установка «Бофорта» состояла из двух двухрядных 14-цилиндровых звездообразных двигателей воздушного охлаждения «Бристоль Таурус» II или IV с мощностью каждого 1065 л. с. На модификацию самолета Мк.II монтировались другие, форсированные моторы «Таурус» XII или XVI с повышенной до 1135 л. с. мощностью.
Винты стояли типа «Де-Хэвилленд», металлические трехлопастные с фиксированным шагом.
Шасси у самолета было трехопорное, конструкция – обычная, с хвостовым колесом. Основные стойки шасси имели масляно-воздушную амортизацию, в полете автоматически убирались в мотогондолы поворотом назад, после чего закрывались створками, состоящими из двух отдельных секций. При этом выпуск и уборка шасси и посадочных щитков производились при помощи гидроприводов. Самоориентирующееся костыльное (хвостовое) колесо в полете не убиралось.
Боевая нагрузка «Бофорта» при максимальном радиусе действия самолета составляла почти 460 кгбомб, при минимальном радиусе самолет мог брать на борт более 900 кг. В варианте торпедоносца «Бофорт» мог поднимать авиационную торпеду английского образца с калибром 457 мм, торпеда размещалась на полуоткрытой подвеске под фюзеляжем.
Кроме того, машина очень часто использовалась для минных постановок в море. В этом случае «Бофорт» нес одну морскую плавучую мину, масса которой могла достигать 700 кг.
Боевая работа.
Первое боевое крещение «Бофортов» выпало на 15 апреля 1940 года, когда несколько этих самолетов заминировали с воздуха гавань немецкого порта Вильгельмсхафен. В первые годы Второй Мировой самолет очень широко применялся в боях не только в небе Западной Европы, но и на средиземноморском ТВД. Машина была популярна среди пилотов, экипажам нравилась просторная кабина, простота и удобство пилотирования, хорошее защитное вооружение, помогавшее самолетам довольно успешно отбиваться от атак немецких «мессеров».
Однако при этом слишком громких побед на долю «Бофортов» все-таки не выпало. Наиболее известной боевой операцией, в которой этим машинам довелось принять участие, стала атака британских ВМС и ВВС на германские линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау», которые 11 февраля 942 года прорывались из Франции в Германию через Ла-Манш. Одна из торпед, сброшенных с «Бофорта», поразила «Гнейзенау» в центр корпуса и буквально разворотила его, но благодаря своей очень высокой живучести линкор получил не фатальные повреждения и остался на плаву. Однако если учесть, что в атаке на немецкие корабли принимали участие и вроде как бы прославленные своими боевыми заслугами одномоторные палубные торпедоносцы «Суордфиш», которые не добились ни одного попадания, то такой результат можно считать для «Бофортов» вполне успешным.
Однако тут следует вспомнить еще один случай нанесения торпедой, пущенной с «Бофорта», значительных повреждений тому же «Гнейзенау», еще почти за год до этого. 6 апреля 1941 года, когда германский линкор стоял в порту французского Бреста, на него совершил атаку одиночный торпедоносец «Бофорт» (командир экипажа - канадский лётчик Кеннет Кэмпбелл). Вообще-то планировалась групповая атака, но остальные самолеты по разным причинам потерялись на пути к Бресту, и Кэмпбелл решил атаковать в одиночку. Самолет был сбит, весь экипаж погиб, но выпущенная англичанами торпеда поразила «Гнейзенау» и нанесла ему, как сообщили впоследствии сами немцы, значительные повреждения. Тела четырех погибших летчиков были извлечены из воды и со всеми воинскими почестями похоронены гитлеровцами на кладбище Бреста.
…Итак, к концу 1942 года война перевалила за свой апогей, в армию и флот поступали крылатые машины новых типов. «Бофорты» как ударные самолеты были постепенно вытеснены практически из всех частей первой линии королевских ВВС, и чаще всего их в подразделениях заменяли более скоростные и гораздо лучше вооруженные «Бофайтеры». Остаток своих дней потерявшие боевую ценность самолеты дослуживали в основном в полигонных и учебных подразделениях.
Гораздо дольше, до самой капитуляции Японии, «Бофорты» воевали на Тихом океане в составе австралийских ВВС. Еще в середине 30-х годов правительство Австралии поставило перед собой весьма грандиозную задачу добиться самообеспечения вооружениями, прекрасно понимая, что в случае войны и внешние, и даже внутренние транспортные артерии страны могут быть перерезаны противником, в качестве которого Япония прорисовывалась все яснее и все четче. В качестве основного типа морского торпедоносца и фронтового бомбардировщика военные чиновники выбрали именно английский «Бофорт».
1 июля 1939 года руководством австралийских военно-воздушных сил в полном согласии с правительством страны было принято решение о лицензионной постройке «Бофортов» на заводах «Маскот» и «Фишерментс Бэнд». Для налаживания выпуска и обучения летного и технического персонала из Англии от фирмы «Бристоль» прибыло 80 специалистов.
Однако полностью избавиться от импорта австралийцам все же не удалось – делать авиационные двигатели они еще не умели, поэтому было принято решение оснащать «Бофорты» моторами английского производства. Но начавшаяся война вызвала резкое увеличение потребности в двигателях в самой Великобритании, и тогда австралийские инженеры переработали проект «Бофорта» под американские моторы «Пратт энд Уитни» Twin Wasp с воздушными винтами «Кертисс Эдектрик».
Австралийский «Бофорт» с новыми двигателями впервые поднялся в воздух 5 мая 1941 года, а к концу октября того же года первые 10 машин поступили в бомбардировочный авиаполк, базирующийся в Сингапуре. Самолетам присвоили индекс Mk.V. Всего построили 50 «пятерок» и 40 машин следующей модификации – Mk.VI, на которых стояли двигатели с пониженной высотностью. На еще более новой версии – Mk.VII, появились ВИШ-автоматы «Гамитльтон-стандарт», и, кроме того, эти самолеты отличались заметно увеличенной площадью вертикального оперения.
Самой массовой модификацией «Бофорта» на пятом континенте стал Mk.VIII. Эта машина предназначалась для поиска и уничтожения морских целей и оснащалась противокорабельным радаром «Лоран». Защитное вооружение было усилено установкой спарки крупнокалиберных пулеметов «Кольт-Браунинг», размещенной в поворотной стрелковой башне.
До ноября 1944 года, когда сошел с конвейера последний «Бофорт», австралийцы построили 530 «восьмерок», 46 из них были выпущены в транспортном варианте со снятым вооружением и увеличенным объемом фюзеляжа – позднее эта модификация получила индекс Mk.IX.
На тихоокеанском ТВД «Бофорты» проявили себя как вполне удачные, надежные и боеспособные машины. Мощное оборонительное вооружение позволяло им, летая без прикрытия, успешно отражать атаки японских истребителей. Известен случай, когда несколько японских «Зеро», пытаясь атаковать дивизион «Бофортов», потеряли от огня бортовых стрелков шесть самолетов, а сами сумели сбить лишь один австралийский бомбардировщик.
«Бофорт» в совершенстве был оснащен радионавигационной аппаратурой. Радиолокатор ASV устанавливался на самолетах различных модификаций. Были и выдвижные рамочные антенны радиополукомпаса, и кольцевые – в прозрачных обтекателях.
Однако для дальнейшей модернизации самолет не имел конструктивного резерва, возможности для его совершенствования были полностью исчерпаны, и век «Бофорта» оказался не таким долгим, как рассчитывали его создатели.
Всего было построено 1014 самолетов «Бофорт» типа Mk.I и 415 – Mk.II. Общее количество выпущенных единиц, учитывая все прототипы, модификации и австралийские самолеты, достигло 2129 экземпляров. Последними из эксплуатации «Бофорты» вывели ВВС Турции, и произошло это в 1947 году.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Английский Bristol «Бофайтер» ~ самый мощный тяжелый истребитель почти за всю Вторую Мировую
Английский «Дефайэнт» ~ «летающая крепость» в истребительном варианте, треска много, а толка мало
Японцы во время WWII строили четырехмоторные стратегические бомбардировщики на высшем мировом уровне