Ох уж это вязание! Моя бабушка, выйдя на пенсию, пошла на курсы, хотя прекрасно умела вязать крючком. Храню круглые салфетки, связанные для ещё большей легкости шпилькой и «с набором» - когда салфетка лежит, она не плоская, а как бы волнами. Были даже вазочки, связанные крючком. Бабушка их крахмалила, и они стояли.
Курсы находились на Кутузовском, туда ходили дамы «высшего света». Там же бабушка покупала заграничную шерсть, схемы интересного вязания, выкройки и прочее. Например, была куплена штука для сушки и растяжки ниток в виде креста: длинные как бы крючки вставлялись в крутящуюся на ножке тяжелую металлическую серединку. Шерсть наматывали на это устройство, перехватывали в нескольких местах поперёк, стирали, затем снова навешивали и сматывали в мягкие клубки, из которых уже вязали. Мне нравилось крутить эту штуку, я удовольствием помогала.
Как-то бабушка купила много шерсти — черной, с седыми торчащими ворсинками. Вся родня была обвязана "седыми" удлиненными жилетами - они были тогда в моде - и такими же шапочками.
Дамы, помню, носили чалмы, спереди крест-накрест, они отлично смотрелось с меховыми шубками. Бабушка этот перед вывязывала разными рисунками — змейками, шахматами, ещё чем-то. Для молодого поколения она вязала шерстяные майки - носили поверх батника или рубашки. У меня их было штуки 4 разных цветов. На голову -"шлемы", детям очень удобно - закрыты и уши, и шея. Внутри, в районе ушей, бабушка утепляла байкой, край около лица обвязывала контрастным цветом.
Еще были вязаные мужские кепки, внутрь которых вставляли картонку от торта - для формы. Папа терпеть не мог эту картонку, всегда её вынимал и говорил:
- Я хочу подчеркнуть благородную форму своего черепа.
Бабушка опять вставляла, папа снова вынимал...
В те годы, в начале 70-х, многие мужчины ходили в таком головном уборе осенью и весной, шапок-"петушков" не было и в помине.
По мере моего взросления вязались летние маечки, кофточки из ниток "ирис". К теплым вещам пришивались "подмышники" с клеенкой внутри, чтобы шерсть на портилась. У меня такие появились впервые в подростковом возрасте на коричневом ненавистном школьном платье, в котором мне всегда было жарко. Потом бабушка переехала с Кутузовского проспекта на Фрунзенскую набережную, где соседкой была тетя Тамара, работающая вышивальщицей в цеху. От неё узнала о квасцах жжёных. Это было прорывом в столь интимном деле. Поделившись открытием с коллегами (я уже работала) мы модернизировали сей процесс, добавляя на кожу рядышком капелюшку уже появившихся французских духов - это была мощная и бюджетная альтернатива дезодорантам, которые изредка где-то выбрасывались в продажу. Помню свои первые - "Bac" и "Fа" - цитрусовый.
Еще у бабушки был альбом с образцами узоров. Она вывязывала квадратик примерно в 10 см, прикрепляла его на альбомный лист, а рядом размещала схему вязания и описание - как вязать. Листы были с дырками и нанизывались на ленточку по мере поступления. Собралось около 5 альбомов, бабушка складывала их в небольшой чемоданчик.
История серебристого свитера
Бабушка моего мужа обвязала всю родню из занавеса Дома кино. Она там работала уборщицей. Кто бывал там, помнит серебристый занавес. Их было три: два висело, третий - в запасе. Его распускали и воровали нитки.
Когда мы познакомились с будущим мужем, он был в серебристом свитере, что мне показалось несколько странным. Тогда я и узнала историю занавеса. Через годик уже и у меня были серебряные жилет, шапочка, шарфик и джемпер. Родня там была очень большая, и все ходили в этом серебре.