Найти тему
Отражение науки

Электрическое топливо eFuel уже производится в промышленных масштабах. Сможет ли оно заменить традиционные виды топлива?

Страны Евросоюза в этом году одобрил решение о запрете продажи с 2035 года легковых и лёгких коммерческих автомобилей, выбрасывающих в атмосферу углекислый газ. Это решение принято в развитие политики нулевого выброса СО2. Оно открывает широкую дорогу замене автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на автомобили с электрическими двигателями. Интрига заключалась в том, будут ли сделаны какие-то исключения. И это произошло. Ряд стран, прежде всего Германия и Италия, настояли на выводе из под запрета автомобилей, работающих на так называемом электрическом топливе eFuel.

Porsche 911 GTS, фото: media.porsche.com
Porsche 911 GTS, фото: media.porsche.com

Электрическое топливо — это синтетическое топливо, имеющее такие же химические свойства, как и традиционные бензин, дизельное топливо и керосин, и поэтому способное их заменить. При сгорании это топливо также выбрасывает СО2 в атмосферу. Фишка в том, что выбрасыается столько же СО2, сколько его извлекается из атмосферы на этапе производства топлива. Поэтому считается, что правило нулевого выброса в этом случае не нарушается. Более того, при производстве е-топлива используется исключительно энергия, произведённая из возобновляемых источников энергии: ветра и солнца.

В качестве примера можно рассмотреть работу первого в мире предприятия по выпуску такого топлива — завода Haru Oni в Чили, недалеко от города Пунта-Аренас. Этот завод был построен немецкими компаниями Porsche и Siemens, вместе с другими партнёрами. Пунта-Аренас — самый ветреный район в Южной Америке, поэтому проект в избытке обеспечен экологически чистой энергией ветра.

Завод Haru Oni, Чили, фото: newsroom.porsche.com
Завод Haru Oni, Чили, фото: newsroom.porsche.com

На первом этапе методом электролиза воду разделяют на её компоненты: кислород и водород. На втором этапе СО2 отфильтровывают из воздуха и соединяют с водородом. В итоге получается синтетический метанол. На третьем этапе из метанола производят итоговое синтетическое электротопливо. Существуют технологии, позволяющие преобразовывать метанол в бензин, дизельное топливо и керосин.

Электромобили имеют ряд несомненных преимуществ, прежде всего экологических, перед автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. Поэтому они и вытесняют их с рынка. Но у традиционных автомобилей тоже есть свои сильные стороны, и прежде всего это цена. Кроме этого, развитые заправочная и логистическая инфраструктуры. И потом, в мире на сегодняшний день более миллиарда автомобилей на двигателях внутреннего сгорания. И в условиях постоянного повышения экологических требований, было бы хорошо иметь хоть какую-то экологически чистую альтернативу электрическим двигателям.

Porsche 911, заправленный е-топливом, Чили, завод Haru Oni, фото: newsroom.porsche.com
Porsche 911, заправленный е-топливом, Чили, завод Haru Oni, фото: newsroom.porsche.com

Цена синтетического топлива значительно выше, чем традиционного бензина. С другой стороны, это всё равно может быть дешевле, чем переоборудовать автомобиль на электрическую тягу. К тому же, производители электронного топлива стремятся снизить себестоимость. Да и невозможно быстро перевести на электрические батареи потребителей энергии из всех отраслей: на жидком топливе работают системы отопления миллионов домохозяйств по всему миру, а перевод десятков тысяч кораблей и самолётов на тяговые батареи пока всерьёз даже не рассматривается.

Ряд ведущих нефтедобывающих компний, производители автомобилей и автомобильных компонентов, создали профильный союз eFuel Alliance, который продвигает тему экологического е-топлива. В него входят лидеры своих отраслей: Exxon Mobil, Eni, Neste, Repsol, Siemens Energy, Mahle, Iveco, Porsche и многие другие заинтересованные компании.

Таким образом, синтетическому топливу определённо наёдется место в нашем стремительно меняющемся мире.