Найти тему

О важности техники безопасности, о смекалистой глупости и о чем всегда должен помнить инженер

О важности техники безопасности, смекалистой глупости и о чем всегда должен помнить инженер
О важности техники безопасности, смекалистой глупости и о чем всегда должен помнить инженер
Карточка статьи
Карточка статьи

Пару недель назад пришлось мне посетить один из газпромовских объектов. Вполне рутинная командировка, ничего сложного в части решаемых задач. Я рассчитывал управиться быстро и уйти в закат, знакомиться с около местными достопримечательностями. Но суровая реальность, как обычно, растоптала все планы.

Нет, начиналось все, хорошо и привычно — инструктаж по газовой безопасности, который оформляют в невзрачном ларьке у КПП, а по результатам выдают индивидуальный противогаз. Единственный нюанс, но он свойственен всем большим предприятиям, про то, что противогаз должен быть всегда с вами на территории и даже в уборной — про это скажут обязательно, а вот как им пользоваться — про это скромно умолчат. Нет, все теоретически понятно. И в школе у всех были занятия, а на военных сборах так вообще в полных костюмах химической защиты и по полю с дикими криками пугать местную фауну бегали… на что только не пойдешь для создания памятных фотографий. Но конкретно тут выдается запечатанная коробка особой конструкции, фиг разберешь, как ее быстро открыть. А тренироваться в целях практического освоения материала местный сопровождающий строго запретил — мол если ее открыть, то обратно уже не собрать. Сдать же он должен средств защиты ровно столько, сколько брал, причем в целости и сохранности.

Ладно. Проехали на территорию и помчались к административному зданию. Их тут много и каждое за своим забором. Как оказалось, сначала тебе надо в одно, потом в другое, затем третье. Потом еще следует пройти на саму производственную территорию через особо строгий контроль.

Ну как строгий, скажу совсем недавно было хуже. Чтобы попасть на территорию некоторого завода в западной, ранее граничной области, чуть ли не до трусов раздевали, все личные вещи внимательно изучали под микроскопом, разве на вкус не пробовали. После по секрету и в красках ответственный сотрудник рассказывал, что некоторые силовые структуры в рамках проверки антитеррористической деятельности с их охраной в ролевую игру играют. Найди муляж гранаты, называется. Если граната со своим оператором выходит за дверь проходной, она поочередно оказывается внутри каждого охранника смены, а также всех причастных и просто любопытных.

Кстати, выходя из какого-то АБК, мой коллега тут же умудрился вступить в коровью лепешку. Проза закрытых территорий, бывает.

Пока я боролся со сном под монотонный фильм по технике безопасности, думал о том, что это наиболее неудачная подача материала из всех, которые я видел (простая роспись, что «якобы» инструктаж проведен, не в счет). Присутствующим было скучно, нудно. Раздражали общие и казенные фразы. Публика оживилась только на общебытовом блоке, снятом в форме видеоклипов. В моменте, когда героиня очередного ролика «так делать нельзя», красивая девушка на каблуках, при посадке на служебную электричку, застряла этими каблуками на подножке вагона. До этого она портила личную одежду, кувыркалась с лестницы, попадала под служебную технику, когда срезала путь. А тут финал с соответствующим, полным удивления и возмущения «ну что опять-то» выражением лица актрисы.

Ах да, могли бы в фильме демонстрацию вскрытия противогаза показать. Мы с коллегами очень надеялись.

Одним словом, выходили разочарованными. Но зато, расписавшимися, что все знаем и в случае чего, виноваты во всем сами. Печальный инженер по охране труда под конец рассказал про пару последних несчастных случаев, но без огонька. Расследование инцидентов показало, что во всем виновато несоблюдение инструкций и порядка проведения работ, халатность и раздолбайство. Там работник не сообщил руководителю о поломке, там ограждения не выставили, там не тот вентиль открыли. Я в очередной раз подумал, что подход к этим серьезным вещам практически везде стал слишком формальным. Все же выходили с одной мыслью — ну это точно к нам не относится, мы же не такие.

Да, именно эти «не такие», получая права, доказывают инспектору ГИБДД и окружающим, что на дорогах одни нехорошие люди, а они как на трассу попадут, никогда, понимаете, никогда правила нарушать не будут. По городу — не больше шестидесяти, ну километров в час.

Проблема с техникой безопасностью действительно серьезная штука. И как правило, понимание важности приходит с печальным опытом. У нас он случился в строительно-монтажном отделе, как раз в тот момент, когда из маленькой конторки мы превращались в компанию. Монтажнику на объекте позвонили из дома. Он, разговаривая по мобильному, покинул зону производства работ, ходил, бродил, возможно, что-то пинал, забрался на складской участок, где это дело продолжил. Короче, завалило его строительными материалами.

Для меня лично это было отрезвление, помню. До этого я считал, что взрослый человек не будет сознательно творить дичь, которая может стоить ему жизни. А если еще он и трезвый, да с техническим образованием, то станет обходить стороной любой потенциальный источник опасности. Куда там. Мы когда организовывали повторные инструктажи, каждого сотрудника собеседовали, предлагали разные ситуации для решений. Так вот многие рабочие не видели ничего страшного в том, чтобы при погрузке контейнера краном залезть на приподнятый контейнер, поправить строповочный узел при необходимости. Главное, чтобы невысоко было. И так говорили даже те, кто корочки стропальщика имел.

Есть еще русский «авось». Вот нужно было на место установки поставить силовой трансформатор, причем большой, на первичное напряжение в 35кВ. Трансформатор привезли на площадку рядом. До места монтажа десять метров, выполнен временный проезд из железобетонных плит. В общем заказали машину и кран, загрузили Изделие. А дальше груз надо хорошо зафиксировать. Но куда там: и наш производитель работ, и представитель Заказчика дружно махнули рукой, «чего тут ехать». Идут рядом, обсуждают рабочие вопросы монтажа, дышат свежим воздухом. А колесо машины слетает с дорожной плиты и трансформатор с грохотом отправляется на землю. Тут, к счастью, никого не травмировало… ну как, потом только прораба мы немного пообижали, но в основном морально.

Казалось бы, это все про брутальных работников производства. Ни в коем случае. У одного нашего молодого инженера перестал включаться монитор. Перестановка дисплея товарища не помогла. Сотрудником было принято волевое решение попробовать починить все самостоятельно, не дожидаясь специального человека. Что он сам собирался чинить, науке и мне неизвестно. Сам потом говорил, что хотел видеокарту подергать, вдруг контакт где-то закис. Подуешь на нее и бывает все включается. Дома тысячу раз так делал. Снял корпус с системного блока. А дальше, как в тумане, внятного изложения последовательности своих действий и событий я так от него не добился. От сети ПК он, конечно, не отключил. И получил удар током. Обделался легким испугом, еще и коллегам кофепитие испортил. Но могло и не повезти, напряжение 220В, оно коварное.

Вспомнилось, что на каком-то из предприятий, которое пришлось посещать, по результату просмотра аналогичного фильма надо было проходить тест. Ну что сказать, тоже так себе идея. Мы все были студентами и забывали содержимое билетов после выхода из экзаменационной аудитории. Так и тут — вроде бы правильно ответил, что двигаться надо только по специально обозначенным дорожкам, а покинул кабинет и почесал, уворачиваясь от погрузчиков, напрямик в столовую.

Вот на одном из карельских комбинатов инструктаж мне лично хорошо и надолго запомнился. Там тоже демонстрировали фильм, но был он полон таких ужасов, что слабонервные девушки из кабинета вылетали пулями. После еще альбом с фотографиями демонстрировали, где были зафиксированы результаты нарушений. Красочный. Бррр… И да, после такого инструктажа, местные рассказывали, на некоторое время производственный травматизм уходил. Тут, конечно, тоже сказать не могу — на рабочих местах там тоже за технику безопасности наказывали нещадно: и финансово, и организационно. Но сколько лет прошло, а многое из того, что рассказывали и показывали до сих пор помню.

Думаю, что не плохо действует тихая «реклама», как в Эжве, которая под Сыктывкаром. Там баннеры тебя встречают еще на подъезде к проходной ЦБК каждые метров пятьдесят. И продолжаются потом на территории. Типа «не выключил рубильник — и у тебя дома будет играть музыка, но ты ее не услышишь». Возможно, что местным сотрудникам и такая агитация приелась.

Работает, я думаю, это все в комплекте. Тут красочный фильм, тут тесты, тут везде плакаты с соответствующим содержанием. Постоянный контроль, пилинг мозга каждого. Штрафы, выговоры и поощрения за отсутствие всяческих опасных инцидентов. А также акцент на безопасность при проектировании и конструировании.

Собрат инженер, при разработке своих технических устройств, комплексов помни, что пользоваться им будут идиоты. Причем не менее 10% из них будут инициативные, не лишенные смекалки и выдумки.

У моего сотрудника дядя в советское время работал на оборонном заводе, куда завезли самые передовые для того времени японские токарные станки. Декларировались они, как отвечающие самым жестким требованиям по безопасности. Все автоматизировано, все интуитивно-понятно. Еще и обучение, конечно, было. Поставили на них самых лучших работников. Первый же день работы — ЧП, сотрудник лишается некоторой части себя и отправляется в больницу. Кошмар и ужас. Создается комиссия, приглашаются представители изготовителя, ходят вокруг станка — все движущиеся части закрыты для доступа при работе. Ничего никто не понимает. Выходит сотрудник, от его рассказов понятнее не становится: говорит, что делал все по инструкции. Ладно, ему говорят — покажи, что делал. Ну он включает станок, комментирует. Тут так, потом вот так. Честно говоря, конкретные подробности я уже не помню. Пусть, например, дальше положение суппорта стал менять. Японец взвивается, начинает через переводчика объяснять, что это невозможно — надо переводить станок в сервисный режим, производить такие-то манипуляции. Этим вообще отдельный человек должен заниматься. Слесарь вяло огрызается, что у него план и вообще он всю жизнь так делал. И вообще, возмущается японец, мы рычаг открытия крышки специально поставили так, что когда работник работает и удерживает кнопку включения, то до него дотянуться физически не может. «Ерунда все это» — говорит покалеченный ветеран и быстро, заученными движениями, каким-то приспособлением фиксирует нажатой кнопку вращения, одной рукой сдвигает рычаг и открывает крышку. Никто и глазом моргнуть не успевает, как летит на пол еще одна часть работника. Занавес.

Так что инженер, только от твоего умения прогнозировать смекалку будущего пользователя зависит чья-то жизнь и твоя личная свобода.

На курсах по электробезопасности любят рассказывать историю. Устанавливали на одном предприятии высоковольтные ячейки типа КСО. Знающие поймут, а для неспециалистов поясню. Сейчас их в основном делают закрытыми со всех сторон, но раньше оболочка сверху (а иногда со стороны стены) не ставилась. А сверху силовые шины распределительные проходят, под хорошим таким напряжением. Если кто думает, что экономили металл — наверное, но это не главное. Так естественное охлаждение шин обеспечивается лучше. Так рядом с местом работ старые ячейки и стояли. А сотрудникам предприятия потребовалось измерить высоту до потолка в помещении. И ничего лучше они не придумали, как использовать строительную рулетку. Причем рядом с работающим электрооборудованием. На определенной высоте она у них сложилась и аккуратно легла на шины… А ведь ничего страшного не случилось бы, если бы проектировщик когда-то предусмотрел съемные панели с сеткой сетки рабицы до потолка. Кстати, молодые мои товарищи, именно так ПУЭ и дорабатывается. За каждым пунктом вот такая история скрывается.

А по командировке…

В общем дальше и неожиданно наступило царство бюрократии. Пропуска, инструктажи, снова пропуска, а «тут нет такой-то подписи, езжайте к такому-то», «главный на селекторе, приходите позже», «у нас обед». Прямо-таки поразило. Такая структура, а мой паспорт три раза ксерокопировали в разных службах, все данные по нескольку раз переписывали от руки. Может быть, конечно, это тоже такой хитрый способ борьбы с вражескими агентами, не знаю.

Попал я туда, куда надо только на исходе дня. Решил задачи. Но по окончанию хотелось только отправиться отдыхать. Наверное, так наступает старость зрелость.