Однажды в Калининграде завелись хомлины, что не всем пришлось по душе
4 июня 2018-го в центре Калининграда, на перилах Медового моста, присел крохотный старичок. Присел – да так и остался. Хитро смотрел на всех, посмеиваясь. А идущие мимо люди, заметив его, растерянно останавливались: это кто ж такой?
Как выяснилось, хомлин. Новый герой туристического фронта, призванный поработать на позитивный образ Калининградской области. Во многих субъектах РФ есть «фирменные» сказочные персонажи, привлекающие туристов. Вот и на крайнем западе России решили придумать что-то своё. Так и родились хомлины.
По легенде, они давно живут на этой древней земле. Но лишь сейчас решились явить себя людям. Хомлины – от home (дом). И это – маленькие добрые существа вроде домовых. А поскольку живут они в янтарном крае, у них имеется местная специализация. Хомлины – мастера по изготовлению изделий из солнечного камня.
Придумали всё это в калининградской мастерской Amber love. А в областном министерстве по культуре и туризму идею одобрили.
Ваять янтарных домовых взялся московский скульптор Андрей Следков. К слову, эти фигурки стали самыми маленькими памятниками в Калининграде. Хотя вообще Следков работает отнюдь не только в миниатюре. Так, в том же Калининграде за полтора месяца до установки первого хомлина был открыт следковский памятник Александру Невскому, который стал, напротив, одним из самых внушительных в городе.
Согласно задумке, все янтарные домовые должны были быть из одной семьи в количестве семи персон – так сказать, представители разных поколений. А устанавливать их, конечно, следовало в важных точках на туристической карте Калининграда. И решив начать с деда, его поселили, пожалуй, в наиболее популярном месте – в Рыбной деревне, по соседству с Кафедральным собором на острове Канта.
Туристам старейшина хомлинов «зашёл». Не ограничиваясь фото на память, его норовили ещё и коснуться (на счастье), и монетку оставить (чтобы вернуться). Пришёлся по душе бронзовый дедушка и многим калининградцам. И уже в сентябре того же 2018 года была установлена вторая фигурка – бабушки.
Её прописали в бывшей оборонительной башне Дона, где ныне находится Музей янтаря. И мини-скульптура в бойнице у главного входа в музей тоже не осталась незамеченной. А когда пришли холода, дедку и бабку стали наряжать в миниатюрные зимние вещи. Получили они и имена. Он стал Карлом, она – Мартой.
Вместе с тем у хомлинов сразу же появились и противники. Мол, решив придумать что-то собственное и оригинальное, авторы проекта всего лишь сделали кальку с давным-давно всем известных гномов. И если уж речь о сказочных существах земли прусской с именами Карл да Марта, то почему в их названии вдруг английское home? Потому что кто-то где-то определил в числе прочих «правил миропорядка», что это международный язык общения, а новый калининградский бренд рассчитан прежде всего на «неруссо туристо»? Неужели нельзя придумать для российского города что-то действительно своё, нашенское, вместо того, чтобы копировать западноевропейскую мифологию, да ещё называя сей секонд-хенд на чужой манер? И это при том, что с Западом отношения чем дальше, тем хуже...
В общем, по мнению патриотически настроенных калининградцев, история с хомлинами – очередное проявление низкопоклонства перед Западом, как формулировали в прежние времена. А потому: хомлины, гоу хом! Но настоящий удар был нанесён, откуда не ждали. Весной 2019-го против хомлинов выступила… церковь.
Архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим обратился к губернатору области Антону Алиханову с письмом, в котором осудил затею с хомлинами. Правда, он счёл их «персонажами языческой славянской мифологии». Однако принадлежность к славянской ветви не стала смягчающим обстоятельством, ибо «в данном факте [затее с хомлинами] усматривается тенденция к популяризации идей неоязычества, которая, на наш взгляд, оказывает деструктивное воздействие на развитие национальной культуры в регионе, а также перечёркивает тысячелетнее культурное наследие, сформировавшееся под влиянием Христианства».
«Широко известно, – писал владыка далее, – что национальная культура нашей Родины изобилует большим количеством персонажей литературы и изобразительного искусства, способных служить идее туристической привлекательности региона, без отбрасывания народа к тёмным векам язычества и примитивного славянского национализма». А заканчивалось письмо так: «Просим Вас услышать нашу обеспокоенность по данной проблеме».
И хоть глава регионального министерства «культуризма» Андрей Ермак, комментируя ситуацию, сказал, что никакого отношения к любой религии хомлины не имеют и служат исключительно целям развития туризма, проект был приостановлен. Многие даже решили, что история с хомлинами на этом вообще завершилась. И что вскоре будут демонтированы две уже установленные фигурки.
Но пессимисты оказались неправы. В июле 2019-го появилась третья мини-скульптура – хомлин-внук, сидящий в бумажном кораблике. А установили его на перилах набережной Музея Мирового океана – возле музейного научно-исследовательского судна «Витязь». И всех желающих пригласили принять участие в конкурсе на лучшее имя для янтарного домовёнка.
Церковь никак не прокомментировала случившееся. В свою очередь инициаторы проекта заявили, что будут установлены и оставшиеся четыре фигурки. А конфликта с РПЦ у них нет, и не было.
Судя по всему, мирские власти как-то договорились о нейтралитете по теме хомлинов с лицами духовными. Ведь туризм объявлен в регионе одним из локомотивов экономики! И далее, несмотря на разгар пандемии, в июне 2020-го у центрального входа в Калининградский зоопарк была установлена фигурка хомлина-внучки. А через месяц коллекцию пополнил папа, который расположился на перилах эстакадного моста возле Музея изобразительных искусств.
В том же 2020 году в Калининградской области, которую часто называют янтарным краем, был учреждён День янтаря. Им стало 21 июля. Потому что 21 июля 1947-го был создан Янтарный комбинат – предприятие, добывающее солнечный камень, ставший главным символом этой земли.
В День янтаря, 21 июля 2021-го, и были открыты последние фигурки. Маму-хомлина установили в башне Врангель (близнец-сестра той башни, где теперь Музей янтаря). А ещё одного сына-внука поселили около дома № 11 на улице Красной, в котором находится музей Altes Haus («Альтес Хаус»).
И с тех пор уже весь семейный подряд трудится на туристической ниве. При этом по-прежнему не все разделяют восторги по поводу янтарных домовых. Называя их порой не хомлинами, а гоблинами. КП