Нередко можно услышать от слабо успевающих подростков или их родителей истории о том, что многие известные люди плохо учились в школе. Томас Эдисон и Альберт Эйнштейн в школе считались умственно отсталыми (история о том, как мать Эдисона обманула его, сказав, что в школе рекомендовали ему учиться на дому из-за гениальности, многие слышали - я встречал уже пересказы и с заменой действующих лиц), не справлялись с программой. Стив Джобс и Билл Гейтс получали плохие оценки по непрофильным для них предметам. Генри Форд до конца жизни писал с ошибками. Александр Сергеевич Пушкин в Лицее получал "нули" по математике.
Все эти люди - признанные гении в своих областях, и плохой аттестат (а подчас и отсутствие оного) никак им не помешали.
Но почему многие троечники решили, что подобные истории успеха следует рассматривать в качестве подтверждения, что и они - будущие гении? Ведь троечников, которые выросли неуспешными ничтожествами, намного больше, поэтому чисто статистически вероятность добиться успеха в жизни у троечника меньше, чем вероятность сгинуть в нищете и безвестности.
Ведь почему тот же Билл Гейтс добился успеха? У него было увлечение, в которое он вкладывал всё своё свободное время, силы, энергию - и его вложения окупились с лихвой, он создал и успешно развил одну из самых крупных и известных компаний в IT-секторе. Почему стал великим учёным Томас Эдисон? Учась дома, он очень много времени уделял любимой науке, изучая её гораздо глубже, чем это происходило в школе. Пушкин - писал стихи, изучал историю и языки. Форд увлёкся автомобилями и знал о них всё, проведя в автомастерской больше времени, чем в школе.
А условный мальчик Миша из рабочей семьи на окраине Петербурга, который не учится ничему, перебивается с двойки на тройку, потому что его главный интерес в жизни - гулять и выпивать с друзьями, никогда не станет гением. Если в девяностые годы он мог бы, через криминальные круги, стать бизнесменом и, за счёт этого, разбогатеть - а богатство это тоже, своего рода, успех - то сейчас предпринимательство для него вряд ли возможно, ведь там нужен мозг и труд, а ленивый дурачок может только всё потерять и разориться.
Но этот мальчик будет с радостью повторять, что "все великие люди плохо учились в школе", потому что этот сладкий самообман как будто даёт ему индульгенцию за его лень. Школу он, скорее всего, не закончит - уйдёт в какой-нибудь колледж, послабее, где не нужен хороший аттестат, либо в 11 классе наконец получит заслуженные двойки на экзаменах (ЕГЭ никак не спишешь, и там тебя никто не пожалеет) и выпустится со справкой. Дальше станет трудиться разнорабочим, хотя скорее всего предпочтёт сидеть на шее у родителей, которые продолжат верить в его великое будущее, и так же, как и в школьные годы, целыми днями гулять и выпивать.
Не подумайте ничего дурного, это собирательный образ, а не конкретный человек. Его могут звать и Колей, и Сашей, и Димой - и жить он может в Кирове, Тюмени или даже Москве. Суть одна и та же.
Судьбы отличников и троечников, у которых нет дела, которым бы они "горели", одинаково незавидны - хорошие оценки никому не нужны и не спасают от жизненных реалий. Судьбы отличников и троечников, которые обладают таким делом, тоже достаточно сходны - как правило, все они добьются успеха, и лишь в случае повышенной конкуренции у отличника может возникнуть конкурентное преимущество (но троечник, перед которым закрыли дверь, спокойно войдёт в окно).
В наше время, конечно, хватает и историй успешных блогеров, которые не только не учились, но и интеллектом не обладают - вот только эти истории не то чтобы со счастливым концом, потому что люди с куриными мозгами не в состоянии сохранить и приумножить свои баснословные доходы. Но разве это можно объяснить их последователями со столь же низким уровнем критического мышления? Они видят то, что видят: дурачок такой же, талантов особых не имеет, чисто кривляется на камеру и "гребёт бабло лопатой". Вот вам идеал великого троечника. Ничего делать не нужно - ни учиться, ни трудиться.
И тоже никто не осознаёт, что дурачков, кривляющихся на камеру, сотни тысяч, а лопатой гребут даже не сотни, а, в лучшем случае, десятки - и из этих гребущих большинство - не совсем дурачки, да и трудятся они подчас не меньше представителей других профессий.
И пока не войдёт обратно в моду быть умным, большинство детей (средние по интеллекту) продолжат тянуться не вверх, а вниз - за Даней Милохиным и Валей Карнавал. А в своей неспособности добиться того же, чего добились их кумиры, будут обвинять всех вокруг, кроме себя. Ведь они же самые способные, талантливые и недооценённые - им так мама сказала. А мама же врать не будет!