В очередной раз предлагаем вернуться к изучению уроков истории.
Долгая Северная война основательно утомила Россию и царь Петр отдал приказ своим дипломатам искать пути к прекращению боевых действий на выгодных для нашей страны условиях или хотя бы на приемлемых.
Однако, шведы даже после смерти своего воинственного короля от заключения мира всячески уклонялись, выдвигая абсолютно неприемлемые варианты. Во многом (даже в основном) тут прослеживается заслуга извечных "друзей" России - Франции и особенно Англии, для которых выход Державы Петра в Балтийское море и укрепление российского флота были, мягко говоря, крайне нежелательны. И это при том, что король Швеции Карл XII долгое время являлся принципиальным и последовательным врагом Англии.
Тем не менее переговоры шли и "наших западных партнеров" сей факт категорически не устраивал. Ведь шли они напрямую без посредничества французов и англичан. Помимо уже ставшего привычным подкупа членов правительства и прочих аналогичных интриг, эмиссары Туманного Альбиона готовили и "активные мероприятия".
Вот что докладывал королю Георгу, «защитнику веры христианской», его верный слуга сэр Джеффрис (английский посланник):
«Петербург, 16 (27) марта 1719 г. Царь и его министры так расположены к своему Аландскому конгрессу, что уже ничто не может отвратить их от продолжения этого конгресса. Мне сказали, что г. Остерман и г. Мардефельд посылаются на конгресс на этой неделе. Оба они уверены в успехе. Но если бы его величество признал нужным прервать эти негоциации, то я подумал о проекте, который в случае достодолжного его осуществления неминуемо прервёт переговоры эффективно, по крайней мере на некоторое время. Нужно не что иное, как только послать один или два фрегата к месту конгресса и удалить шведских делегатов силой. Так как датчане состоят в открытой войне со Швецией… то, по моему мнению, датчане — именно те люди, которых наиболее удобно пустить в ход для исполнения этого дела».
Далее Джеффрис предлагал похитить и высадить где-нибудь на побережье еще и русских делегатов, используя по традиции "неустановленных лиц" для этой операции. Как видно, методы дипломатии "Туманного Альбиона" мало меняются во времени - можно предположить, что из-за относительно слабых по размаху и уровню потерь исторических уроков, которых Англия была удостоена в прошлом.
Отметим на всякий случай, что немец по крови Георг коварный план Джеффриса не принял, не хватило у него подлинного британского духа. Воспитание не то. Не успел монарх до конца проникнуться островным менталитетом, согласно которому в остальном мире можно творить что угодно, не опасаясь заслуженного возмездия.
Это наивное убеждение просуществовало в головах английской знати вплоть до прихода к власти Никиты Сергеевича Хрущева, который много зла принес, но таки одно действительно великое дело сделал - в период англо-франко-израильской агрессии в Египте английскому правительству была направлена официальная нота (!) содержащая прозрачный намек на возможность нанесения удара непосредственно по территории Англии с применением всех доступных "более могущественной державе" средств поражения.
Намек был понят и гордые бриты свернули свою операцию за три дня, вытащив следом буквально за шиворот воинственных евреев. Французы среагировали не менее оперативно. С тех пор мир изменился радикально, теперь уже (увы) некому приструнить раздухарившихся островитян.
Но вернемся в 18-й век.
Аландский конгресс проводился (с мая 1718) еще при жизни Карла XII, который под давлением проявлявших все большее и большее недовольство разорительной войной представителей различных сословий, был вынужден начать переговоры. Уже тогда у петровских дипломатов, в частности у Остермана, возникло понимание неизбежности грядущих операций по "принуждению к миру" северного соседа:
«Король шведский, — человек, по-видимому, в несовершенном разуме; ему — лишь бы с кем-нибудь драться. Швеция вся разорена, и народ хочет мира. Королю придется с войском куда-нибудь выступить, чтоб за чужой счет его кормить; он собирается в Норвегию. Ничто так не принудит Швецию к миру, как разорение, которое причинило бы русское войско около Стокгольма. Король шведский, судя по его отваге, должен быть скоро убит; детей у него нет, престол сделается спорным между партиями двух германских принцев: гессен-кассельского и голштинского; чья бы сторона ни одержала верх, она будет искать мира с вашим величеством, потому что ни та, ни другая не захочет ради Лифляндии или Эстляндии потерять своих немецких владений.»
В принципе, примерно так все и случилось. Карл таки нашел свою смерть в осадной траншее уже в декабре (по старому стилю 11 ноября) 1718 года от очень подозрительно точного одиночного выстрела. Шведское правительство подстрекаемое Англией и Францией, номинальная (а отнюдь не всевластная) королева Ульрика Элеонора и ее так и не признанный шведами иностранный супруг снова заупрямились, выдвигая неприемлемые и оскорбительные для России условия. Еще бы! Английские деньги лились в карманы шведских "влиятельных персон" широким потоком, их дополняли обещания военной поддержки, в том числе прямого участия английского флота в боевых действиях.
В результате таки пришлось делать именно то, что описывал в своем послании Остерман - наносить шведам болезненные удары в наиболее чувствительные места, вынуждая неприемлемым ущербом пойти на мирные переговоры. Вынудили. И английский флот, который все-таки прибыл, не сильно помог - просто не смог.
О рейдах русского галерного флота и опустошительных десантах, уничтожавших безжалостно ту самую хорошо известную по новостям "критическую инфраструктуру", что называется, дотла, а не чуть-чуть для вида, читатель может во всех деталях узнать из новой книги Б.Н. Григорьева "Принуждение к миру", которая только что прошла модерацию в издательстве и скоро поступит в продажу (пока есть в интернет-магазине самого издательства). По ссылке ниже доступен заказ в варианте электронной и печатной книги, а также можно прочитать бесплатный фрагмент.
А мы еще раз остановимся на этом самом "неприемлемом ущербе".
Не для того, чтобы поучать ответственных лиц, которым абсолютно до и по наши писания, они про них даже не слышали. И не ради одобрения публики. А для того, чтобы публика поняла - все происходящее ныне будет длиться ровно до тех пор, пока известно кто не забудет про взаимовыгодное сотрудничество и не отдаст приказ всерьез и основательно разнести и волшебные трубы, и волшебные неуязвимые порты имени друга Эрдогана, и мосты с туннелями, и заводы с фабриками. Для выполнения этого замысла вовсе необязательно превращать известную территорию в радиоактивную пустыню. Надо просто понять неизбежность такого шага и не дожидаться уровня "в ответ на...".
Весь ход событий, однако, показывает, что нанесение неприемлемого ущерба оппонентам для недопущения нанесения такого же ущерба собственному населению в планы кого надо по неким недоступным нам грешным высшим политическим соображениям не входит. Выводы о дальнейшем развитии ситуации предоставляем сделать читателю самостоятельно, а также напоминаем о необходимости соблюдать умеренность в комментариях и не веселить вражеских пропагандистов.