Найти в Дзене
Про жизнь

1918. Петроград. Голодная весна

Весна 1918 года в Петрограде была холодная и голодная. Город, зависящий от постоянных поставок продовольствия и угля, вымирал. Перестала работать система водоочистки и хлорирования воды. Следом ворвались болезни: тиф, холера, дизентерия. С каждым днём ситуация становилась всё более критической. В газетах напечатали воззвание:

«Петроград в небывало катастрофическом положении. Хлеба нет. Населению выдаются остатки картофельной муки и сухарей. Красная столица на краю гибели от голода. Контрреволюция поднимает голову, направляя недовольство голодных масс против советской власти. Наши классовые враги – империалисты всех стран стремятся сдавить кольцом голодной смерти социалистическую республику. Только напряжение всех сил советских организаций, только принятие всех мер по немедленной погрузке, по экстренному продвижению продовольственных грузов может спасти и облегчить положение. Именем Советской Социалистической Республики требую немедленной помощи Петрограду. Непринятие мер – преступление против Советской Социалистической Республики, против мировой социалистической революции.

Председатель Совнаркома Ленин. Наркомпрод Цюрупа».

«Питательные колонии»

Голодный город покинуло около миллиона человек. Уезжали все, кто мог. Ранее многолюдные проспекты становились пустынными. Взрослые пытались уберечь хотя бы детей. Уже почти расформированная Петроградская областная организация Союза городов, как последний шанс, использовала возможность вывезти детей из голодающего Петрограда. В школах, гимназиях, реальных училищах приступили к отбору детей для отправки в благополучные регионы России в составе «питательных колоний». В качестве базового лагеря был выбран Миасс. Собирали с родителей по 75 рублей, это была большая сумма.

Многие в Петрограде помнили, что Челябинск (Оренбургской губернии. – Прим. автора) уже сыграл роль переселенческого пункта в годы «столыпинских» реформ и Первой мировой войны. Родители, отправляя детей, надеялись, что за школьные каникулы ситуация как-то стабилизируется и в сытых сибирских и уральских селах найдется кусок хлеба для голодных детей. Они и не знали, что расстаются не на месяцы, а на несколько лет.

Поезда на Урал

Первый поезд с детьми отбыл с Финляндского вокзала Петрограда в Миасс 5/18 мая 1918 года. В поезде было 475 детей. Второй поезд ушёл 12/25 мая, как предполагалось, в Петропавловск, в курортную местность Боровое, в нём уехало 420 детей.

Один из колонистов Валентин Цауне так описывал поезд: «Пятьдесят вагонов было в этом поезде, и на каждом вагоне красный крест... Белые теплушки чередовались с белыми вагонами 4-го класса, середину занимал большой с зеркальными стёклами пульмановский вагон, а дальше вагон-лазарет, вагон-кухня и вагон-ледник. Теплушка № 16 – внутри такая же белая и чистая, как и снаружи. В середине железная печка, по обе стороны у стен 16 парусиновых коек в два этажа: они на пружинах, приспособлены для раненых – чтобы тряска не очень тревожила».

Путь на Урал затянулся, по дороге часто останавливались, пропускали военные эшелоны. Ехали северной веткой через Пермь, Екатеринбург. Путешествие продлилось долгих девять дней. Питание было скудным: большей частью вобла и галеты. Иногда на крупных станциях удавалось получить что-то от филантропов или купить на имеющиеся деньги.

Колонистка Валя Рогова в дневнике писала: «До Екатеринбурга идут горы. И «виды». Смотрели, любовались... Видов много. Вдоволь... Сподобились поесть белых пирогов, пожертвованных екатеринбургскими филантропами. Ничего, не отвергли. Поехали дальше».

Челябинск

Надо же было такому случиться, что санитарный поезд № 101 прибыл в Челябинск 26 мая 1918 года в самый разгар чешского мятежа.

Челябинский вокзал бурлил. Легионеры требовали вагоны, срочную отправку во Владивосток, свергали власть, чинили самосуд над австрийскими пленными, незадолго до этого был растерзан австрийский военнопленный Йохан Малик. И вдруг прибывает прекрасный белый поезд с пульмановскими вагонами, лазаретом. Чехи попытались силой отобрать поезд. Судьба детей висела на волоске. Спасло положение то, что в составе учителей оказался чех. Он и уговорил солдат пропустить детский эшелон в Миасс.

Через Челябинск пропустили и вторую колонию, прибывшую в регион неделю спустя.

Продолжение здесь

Автор: Виктор КРАСУСКИЙ Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин

Книга "Купола Кремля" здесь Книга "Три власти" здесь и здесь Книга "Встреча с жизнью" здесь