Хотя формально верховным правителем после смерти Игоря стал Святослав, как уже говорилось в предыдущей статье, но на протяжении достаточно длительного периода правление государством перешло в руки Ольги. Историки не располагают сведениями о том, кем и в какой степени могла быть ограничена её власть. Несомненно княгине приходилось учитывать определённое воздействие боярства и дружины, но при этом не возможно опровергнуть то влияние, которое она оказывала на государственное развитие. Именно на этот период приходятся кардинальные изменения в структуре и системе управления русским государством. Причём руководителем преобразований являлась именно Ольга.
Летопись так повествует о начале реформ княгини.
"И иде Ольга по Деревской земле с сыном своим и с дружиною, уставляющи уставы и уроки, и суть становища ее и ловища" .
Дань в строго установленных размерах теперь должна была свозиться представителями племени в специально отведённые для этого места - становища. Это позволяло князю избавиться от необходимости лично совершать ежегодный объезд подвластных племён и собирать дань. Кроме возможной опасности, данное мероприятие требовало значительного времени, которое могло быть потрачено с гораздо большей пользой.
О том, что подобные мероприятия не были случайной реакцией и не сводились лишь к очередной мести древлянам, свидетельствует тот факт, что уже в 947 году Ольга с дружиной предпринимает далёкий поход на Север к Новгороду и Пскову, где она проводит аналогичную политику. Если по летописи проследить за географическими границами похода Ольги, можно предположить, что таким образом она включила в состав Русского государства многие пограничные территории, население которых до этого могло выплачивать дань киевским князьям лишь от случая к случаю.
При этом Ольга не претендовала на полное устранение местных элит от управления регионом. Большая часть дани должна была отправляться в Новгород, что сделало верным союзником Ольги новгородское боярство. Многие историки полагают, что именно расширением податной территории на Севере и определилось начало бурного экономического развития Новгорода, превратившее его в один из самых известных русских городов. Таким образом, именно Ольга сделала ещё один важный шаг для объединения двух частей Руси - северной и южной, которые были формально объединены под властью Олега, но долго ещё не представляли единого целого.
Кроме становищ, которые должны были стать местами сбора дани, Ольга создала также систему погостов. Судя по всему, это были также базы, предназначенные для получения дани с определённой территории, но при этом расположенные на окраинах государства. Соответственно, кроме собственно сборщиков дани, эти пункты должны были иметь гарнизоны, дающие возможность обозначить присутствие центральной власти даже на отдалённой периферии.
При этом более архаичная форма сбора дани - полюдье не исчезает полностью, упоминание о ней встречается ещё в XII веке. Но теперь она представляет собой скорее ритуальное действие, которое должно было подчеркнуть непосредственную княжескую власть. Кроме того полюдьем охватывались далеко не все регионы. А в качестве главного источника дани полюдье уходит в прошлое. При этом налоги устанавливались, видимо, вполне посильные для населения. По крайней мере, нам не известно о попытках местных племён воспротивиться созданию такой системы. Хотя, конечно, стоит учитывать и ту репутацию, которую могла приобрести Ольга после своей расправы над древлянами.
Ольгой был сделан важный шаг на пути превращения федерации славянских и финно-угорских племён в единое государство. При этом постепенно закрепляется система единоличной княжеской власти, при которой остальные члены семьи и рода не могут претендовать на сравнимый с князем статус. Историки обращают внимание на заключённые договоры с Византией. В 911 и 944 годах они подписываются не только от имени верховного правителя, но и ещё от множества его родственников. Но уже в договоре Святослава подобное перечисление не встречается, князь один представляет собой всю землю и все категории населения . Неизвестно, каким образом происходил этот процесс, но очевидно, что данные события пришлись как раз на правление Ольги. Ей удалось отстранить от власти достаточно многочисленную родню мужа, никто из них не оказывал влияния на политику Руси ни при самой Ольге, ни при Святославе.
При этом в летописях и других источниках не сохранилось никакого упоминания о том, что Ольге пришлось вести какие-то междоусобные войны или вообще конфликтовать с какими-либо родственниками.
Летописцы сосредотачивались на наиболее значимых событиях, поэтому после победы Ольги над древлянами и установления новой системы сбора дани на протяжении восьми лет в летописи встречаются лишь даты без упоминания событий. Впрочем и отсутствие каких-либо сведений тоже может служить определённым источником информации. Разумеется в летописи нашли бы отражение какие-либо военные действия. Поэтому с очень большой степенью уверенности можно предположить, что правление Ольги характеризовалось мирными отношениями со всеми соседями.
Этим её правление существенно отличается от княжения её мужа, большая часть сведений о нём касается как раз военных походов. Точно такой же резкий контраст можно наблюдать и между правлениями матери и сына. Святослав большую часть своего самостоятельного княжения также проведёт в войнах.
Здесь мы снова оказываемся перед вопросом, чем же определяется государственная политика? Объективными обстоятельствами или характером и целями отдельных государственных деятелей? Конечно, дать абсолютно однозначный ответ на этот вопрос невозможно. Но всё же стоит обратить внимание на тот факт, что Ольге приходилось действовать практически в тех же обстоятельствах, что и мужу, и сыну. Геополитический расклад, основные соседи и взаимные претензии на протяжении всего X века изменились не столь уж сильно, тем не менее Ольга сумела избежать войн, не идя при этом на какие-либо уступки, не показывая своей или государственной слабости.
Нам практически не известно, каким образом складывались отношения в это время между матерью и сыном. Можно строить лишь предположения. Известно, что Ольга продолжала выступать в качестве самостоятельной правительницы уже в то время, когда Святославу исполнилось не менее 20 лет. В частности она исключительно от своего имени ведёт в 959-960 годах переговоры с немецким королём Отоном. По меркам той эпохи Святослав был уже абсолютно взрослый человек. А то, что мы знаем о его характере из последующих летописных свидетельств, сложно сочетать с тем, чтобы он мог мириться с такой своей ролью. Хотя, конечно, вне пределов изучения остаются личностные факторы отношения матери и сына, нельзя видеть в них лишь двух государственных деятелей.
Ещё одним важным элементом политики Ольги, который в полной мере будет воплощён лишь в правление её внука Владимира, станет принятие Ольгой христианства. Говоря о мотивах данного шага, вновь крайне трудно разделить государственного деятеля и человека. Нельзя с абсолютной уверенностью выявить мотивы, которыми руководствовалась Ольга, принимая данное решение. Вполне возможно, что большое влияние имела её внутренняя духовная жизнь, которая остаётся для нас недоступной.
Но всё же в любом случае Ольга должна была задумываться о том, какие последствия должна будет вызвать христианизация Руси. Для княгини, как и для большинства правителей того времени, идеалом государственного устройства продолжала оставаться Византия. Несомненно не являлось секретом и тесное взаимодействие между духовной и светской властями в империи. Ольга могла предвидеть, что именно принятие христианства позволит Руси войти в семью европейских народов в качестве равноправного члена.
Не менее интересен вопрос о том, почему Ольга не приняла крещения в Киеве, где уже была к тому времени христианская церковь, а предпочла далёкое путешествие в Константинополь. Историк Соловьёв С. М. полагал, что отправляясь в путешествие Ольга ещё не имела определённого намерения и приняла решение под воздействием великолепного христианского богослужения и бесед с византийской элитой . Большинство же историков полагает, что Ольгой двигали именно политические соображения.
Принятие крещения по сути из рук самого византийского императора должно было подчеркнуть высокий статус княгини, подтвердить правильность сделанного ей шага. Рассказ о том, что император якобы воспылал к русской княгине страстью и предлагал ей замужество стоит счесть легендарным, но нет оснований сомневаться в заинтересованности Византии в крещении правителя одного из самых своих опасных соседей.
Вот как описывает отношение в Византии к Ольге Карамзин.
"Там патриарх был её наставником и крестителем, а Константин Багрянородный - восприемником от купели. Император … сам описал для нас все любопытные обстоятельства ее представления. Когда Ольга прибыла во дворец, за нею шли особы княжеские, … многие знатные госпожи, послы российские и купцы, обыкновенно жившие в Царьграде. …после чего император на свободе беседовал с нею в тех комнатах, где жила царица. В сей первый день, 9 сентября, был великолепный обед в огромной так называемой храмине Юстиниановой, где императрица сидела на троне и где княгиня российская в знак почтения к супруге великого царя стояла до самого того времени, когда ей указали место за одним столом с придворными госпожами" .
Будучи в Византии и ведя переговоры с императором, Ольга убедилась в том, что пренебрежение ромеев к своим северным соседям во многом вызвано именно язычеством последних. Это могло стать ещё одним доводом для Ольги не только для принятия, но и попытки распространения христианской религии. Ольга надеялась, что христианизация Руси даст ей возможность заключить равноправный и выгодный союз с империей.
Вполне возможно, что у многих представителей боярской и дружинной верхушки принятие княгиней новой религии, которая ассоциировалась с противниками по многим войнам византийцами, не вызвало положительных эмоций. По крайней мере, личное крещение Ольги так и не перетекло в христианизацию государства, на что она, скорее всего, рассчитывала.
Естественно, что Ольга планировала начать свою миссию именно с ближайшего своего окружения и конкретно своего сына Святослава. Но в данном случае княгиню ждала неудача. Святослав отказывается от крещения, аргументируя это, по словам летописи, тем, что в данном случае над ним будет смеяться дружина.
Сложно сказать, руководствовался ли Святослав исключительно именно этим мотивом. Идея Бога, который дал подвергнуть себя позорной казни, действительно, могла не найти понимания у большинства язычников. Но вполне возможно, что вопрос о крещении стал лишь поводом, который дал возможность проявиться давно назревшему конфликту между матерью и сыном.
Известно, что Ольга даже испытывала определённые опасения враждебных действий со стороны язычников. Любопытно, что Татищев упоминает о том факте, что у Ольги был ещё один сын Глеб, который принял христианство, за что был подвергнут казни своим старшим братом, правда уже после смерти матери.
О распространении христианства, о миссионерской деятельности Ольги летописи ничего не сообщают. Судя по всему, крещение княгини не оказало воздействия на широкие слои населения.
Известно, что Ольга вполне возможно колебалась в вопросе, какой из двух христианских центров - Константинополь или Рим будет предпочтительней для Руси. По инициативе княгини в Киев прибыла миссия германского епископа Адальберта.
Однозначно назвать причины провала этой миссии невозможно. Но сообщения о том, что немецким миссионерам пришлось скрываться бегством свидетельствует о том, что Ольга потерпела серьёзное внутриполитическое поражение. Управление страной постепенно ускользало из её рук.
К началу 960-х годов можно говорить о прекращении самостоятельного периода правления Ольги и сосредоточения власти в руках Святослава.