O rus!
О Русь!
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Эпиграф к главе II.
Перед окончанием постройки Петербургско-московской железной дороги Клейнмихель отдал ее на откуп американцам, заключив с ними контракт самый невыгодный для казны и для народа. На основании этого контракта в первый год (с октября 1851 года) американцы отправляли поезда только по два, потом по три раза в день и каждый поезд составляли не более чем из шести вагонов. От этого купеческие товары лежали горами на станциях в Петербурге и Москве, а пассажиры из простолюдинов по неделе не могли получить билет в вагоны третьего класса. Кроме того, американцы, раздробив следующую им плату по верстам, обольстили Клейнмихеля копеечным счетом, ибо с каждой версты они назначали себе по полторы копейки серебром, но из этого, по-видимому, мелочного счета выходила огромная сумма, так что все выгоды остались на стороне американцев. В феврале 1852 года, когда общий ропот по этому случаю был в разгаре, прибыл в Петербург персидский посланник со свитою. Государь повелел показать им редкости столицы, в том числе и новую железную дорогу. Сопровождавшие персиян, исполнив это поручение, подробно докладывали, что показано ими, и на вопрос Его Величества: «Все ли замечательное показано на железной дороге?» — отвечали: «Все».
Князь Александр Сергеевич Меншиков, находившийся при этом, возразил:
— А не показали самого редкого и самого достопримечательного!
— Что такое? — спросил Государь.
— Контракта, заключенного Клейнмихелем с американцами, — отвечал князь Меншиков.
(Исторические рассказы и анекдоты из жизни русских государей и замечательных людей XVIII–XIX столетий. СПб., 1885).