Полтора миллиона рублей — такую сумму удалось сэкономить за девять месяцев в депо Вологды благодаря методу машиниста Василия Болонина. На эти деньги можно было купить пять паровозов или изготовить 16 тысяч мин. В годы Великой Отечественной Василий Болонин отличился своими изобретательскими и организаторскими талантами. Рассказываем, как машинист обеспечил экономию дров, и за что он был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
История машиниста
Василий родился 21 декабря 1901 в семье ремесленника под Вологдой. В 15-летнем возрасте он устроился на работу учеником слесаря в паровозное депо Вологды, через три года стал помощником машиниста, а спустя несколько лет уже водил паровозы самостоятельно.
Позднее Василий поступил в Транспортно-экономический институт в Москве. Во время практики Болонин заболел и по заключению врачебной комиссии был вынужден прервать учебу. Он вернулся в Вологду и продолжил обучение в вечернем филиале Ленинградского института инженеров транспорта. После окончания двух курсов филиал в Вологде закрыли, а по материальному и семейному положению Болонин продолжить обучение в Ленинграде не смог.
Болонин максимально бережно относился к паровозу. Так, он использовал метод Лунина по исправному содержанию локомотива. Кроме того, Василий по примеру машиниста Петра Кривоноса освоил вождение паровоза с большим клапаном. Это позволяло ему подавать больше пара и за счет возросшей мощности паровоз двигался быстрее и мог везти больше вагонов.
Во время Великой Отечественной войны Василий Иванович водил тяжеловесные составы, боролся за быстрый оборот паровоза, максимально использовал мощность своего локомотива. Болонин, а также его напарники Баженов, Тюнин и Беляев стали инициаторами безостановочного сквозного вождения тяжеловесных поездов. Суть заключалась в том, что машинисты буквально жили в поезде, сменяя друг друга на время сна.
Дрова вместо угля - метод Болонина
Когда осенью 1941 года немцы захватили Донбасс, в СССР возник дефицит угля. Девять железных дорог, в том числе и Северную, на которой работал Болонин, пришлось перевести на дровяное отопление. Из-за этого сильно снизилась эффективность работы дорог — дальность перемещения снизилась вдвое. Приходилось создавать промежуточные склады, а значит, задерживать поездные паровозы в пути. При этом никаких скидок на трудности организации снабжения паровозов дровами (а дрова к тому же были только сырые) машинистам не делалось. Они обязаны были обеспечивать движение поездов по графику с установленной скоростью.
Многие паровозные бригады, не имея опыта работы с дровяным отоплением, снизили скорость и вес поездов. Болонин же вычислил, какой запас дров необходим для безостановочного движения состава. Расчеты показали, что если тендерные борта нарастить на метр в высоту, сортировать поленья и правильно их укладывать, то дров должно хватать. Кроме того, он установил заглушку в тендерном водяном баке так, что его емкость стала больше. Василий Иванович составил таблицу, в какое время можно использовать те или иные дрова и какой влажности.
Такой подход вместе с отличным содержанием паровоза позволил совершать скоростные рейсы с поездами повышенного веса и экономить за каждую поездку 12-15 кубометров дров. Опыт Болонина был применен во всех паровозных депо приказов Народного комиссариата путей и сообщения. Так, паровозники депо Вологда за девять месяцев сэкономили 72775 кубометров дров. В переводе на деньги — это 1538275 рублей. На эти них можно было построить пять паровозов или изготовить 16000 мин.
Помимо развитых технических навыков, Болонин обладал и организаторскими способностями. В первую военную зиму Болонин стал во главе колонны паровозов имени Государственного комитета обороны. Василий Иванович сумел сплотить машинистов, научил их преодолевать трудности в условиях зимы, личным примером побуждал к более эффективному труду.
За свои заслуги Василий Иванович Болонин был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Больше историй тружеников тыла и красноармейцев вы узнаете на экспозиции «Подвиг Народа».
Источники: 1. Проект «Warheroes» 2. Статья «Азбука СЖД от А до Я: Болонин Василий Иванович»
#МузейПобеды #ПодвигНарода